Школа системной соционики

«Практика — критерий истины»

Опубликовано в: Соционика, ментология и психология личности, 2017, №1

Самость и признак ТИМа

В соционике широко известны признаки Рейнина. Будет точнее, конечно, называть их сечениями, а не признаками, поскольку это именно то, что они и делают. А именно — рассекают социон. Каждое сечение ортогонально каждому прочему. Каждое сечение разбивает социон на две половины по 8 ТИМов с каждой стороны.
Но существуют так же и не Рейнинские сечения. Они группируют ТИМы не 8/8, а скажем 4/12 (квадра), 2/14 (диада) и, наконец, 1/15 (ТИМ). В каждом случае мы будем пытаться выяснить, что общего у ТИМов, попавших по одну сторону, и чем они отличаются от ТИМов по другую сторону мнимой линии сечения. И начнем свой анализ с рассмотрения сечения 1/15.

Что есть уникального у одного конкретно взятого ТИМа, относительно всех прочих ТИМов? Что составляет его суть?На языке моделей его уникальной чертой будет буквально вся его модель. Есть всего один единственный ТИМ с формулой:

(Тm*)БИ+ (St*)ЧЛ-

(Ex*)ЧЭ- (Nr*)БС+

(Nr) БЭ+ (Ex) ЧС-

(St) ЧИ- (Tm) БЛ+

Каждая функция по отдельности с ее параметрами (размерность, знак, тальность) уникальна и возможна только у этого ТИМа. Но это функция. А что же составляет ядро уникальности самого ТИМа? Уникальность ТИМа сродни архетипу Самость, введенному и глубоко исследованному К.Г. Юнгом. Согласно его определению Самость обозначает «целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает единство личности как целого. Самость не только центр, но также и вся окружность, которая включает в себя как сознательное, так и бессознательное; она является центром этой всеобщности, точно так же как эго является центром сознания» [1].

Можно сравнить Самость с моделью ТИМ в ее целостном и уникальном сочетании функций с их параметрами. И особую роль в этом будут играть одномерные функции (Еx). Можно сказать, что они задают Самость. Ведь именно по этим функциям человек склонен реагировать сообразно своим индивидуальным особенностям, именно по этим функциям человек проявляет свою самоидентичность. И вместе с тем эти же функции, имея исключительную важность для психики индивида, имеют и столь же исключительные риски. Это ворота (а, возможно, и конечное хранилище) психической энергии, источник питания, как для созидания, так и для разрушения, это подпитка львиной доли страхов, комплексов и фобий.

Для нашего примера одномерными будут (Ex*)ЧЭ- (этика эмоций со знаком «минус») и (Ex)ЧС- (волевая сенсорика со знаком «минус»), что соответствует модели ИЛИ (интуитивно-логического интроверта). То есть в его модели питание и расход психической энергии контролируют элементы, ответственные за обработку информации об, условно говоря, эмоциональности/мотивации (ЧЭ) и безопасности/разрушении (ЧС). Обе функции имеют знак «минус», что накладывает свой отпечаток на выбор тематики.

Давайте предположим, как проявляется навязчивый страх разрушения? А как выглядит побуждение, сконцентрированное на собственных чувствах? Как вариант — вялость, апатичность, резкие перепады настроения, застревание на достижении, циклотимия, навязчивые мысли о смерти, потерях, отсутствии ценности. То, что бытовым языком люди обычно называют пессимизмом, фатализмом, «чернушностью». Это лишь возможный список, который в действительности будет иметь свое совершенно уникальное сочетание страхов и мотивов. Однако общий лейтмотив будет прочитываться и в прочих сочетаниях.

На стыке эмоций и безопасности со знаком «минус» образуется очень узнаваемый вид юмора. Так называемый чёрный «Бальзачий» юмор. Вот такую вот информацию им выдает их бессознательное, из информации такого рода они черпают свою энергию жизни. Это центральные категории психики данного типа. И сюда же утекает их энергия.

Отчасти схожие мотивы мы обнаружим так же и у двух смежных (по заказному кольцу) с ИЛИ ТИМов. У ТИМа ЭИИ (этико-интуитивный интроверт), и ТИМа ЛСИ (логико-сенсорный интроверт). Важным моментом здесь является то, что в рамках одного кольца знаки остаются неизменными, что и позволяет говорить об относительной схожести лейтмотивов. Однако в их случае место второго элемента в структуре их ТИМной Самости займут функции ЧЛ и ЧИ, соответственно.

Так, наблюдая некую яркую особенность какого-то одного ТИМа, которая не переносится в полной мере на все прочие ТИМы, имеет смысл говорить не столько про его “базовую” функцию, сколько про его одномерные функции. Согласно проведенному Школой Системной Соционики исследованию переводов управления в модели А [2] до 70% всех переводов приходится на блок Эго, выявлено, что именно блок Эго прикрывает собой все основные «точки отказа системы», основные комплексы и страхи [2], [3].

Таким образом, говоря про узнаваемую «чернушность», «мрачность» ИЛИ, как свойство его ф.1 – базовой функции, мы совершаем системную ошибку. Приписываем его интуиции времени со знаком «плюс», конкретной и техногенной (блок с функцией ЧЛ - деловой логикой), свойства уныния и страха, свойства его одномерных функций. Наличие плюса в функции БИ (интуиции времени) вносит сюда свою лепту. По аналогии с работой плюсовой функции ЧЭ, функция БИ со знаком «плюс» имеет ту же степень вязкости и то же свойство застревания в негативных состояниях, снижение управляемости психических процессов, общее торможение психики. Единственный доступный мыслимый выход для плюсовой функции, - это повышение активности работы функции, направление предельно допустимого заряда психической энергии в «застрявшую» в негативе функцию и её последующий силовой «проворот». Но здесь я в силу ТИМа не могу проникнуть столь глубоко и говорить с прежней уверенностью про механизм функции БИ со знаком «плюс», как мог бы говорить о функции ЧЭ со знаком «плюс». Могу лишь провести некую аналогию. Вероятно, эти особенности, вызванные знаком «плюс», должны сказаться на проработке деталей по функции БИ, поиске слабых мест по смежной деловой логике (ЧЛ) и интуиции возможностей (ЧИ), поиске альтернатив, исключении рисков.

И всё же главная мысль остаётся неизменной: ищите свойство страха там, где оно должно располагаться прежде всего. Не стоит домысливать дополнительные свойства для прикрывающей функции. Помните, что психика будет охранять свои наиболее важные элементы всеми доступными ей средствами. И уж тем более такие базовые структуры самоценности ТИМа, хранилища психической энергии.

Что качается тех сечений, с которых мы начинали (признаков Рейнина), то они имеют смысл на этапе группировки и структурирования, но для поиска психологического смысла не подходят, а иной раз и вводят в заблуждение. Мы взяли для примера ТИМ ИЛИ, который является показательным «негативистом» согласно признакам Рейнина, однако в эту же группу ТИМов входит ещё 7 типов с совершенно иными одномерными функциями, и 4 из них имеют прямо противоположные знаки функций. А вот в дополняющую группу «позитивистов» входят два ТИМа смежных с ИЛИ, о которых мы уже упоминали. Это ЛСИ и ЭИИ, проявляющие схожие свойства. Отсутствие учёта подобных нюансов неизбежно приводит к размытию ядра признака и к его неоднозначным трактовкам. А значит и к ошибкам. Поэтому стоит искать общее на глубинном уровне - в основах, в модели ТИМа, свойствах ее функций, а не во внешней манере реализации. И лишь понимая общую основу, можно взглянуть на реализацию.

Литература:

1. К.Г. Юнг Психология и алхимия. – М.:АСТ, 2008.

2. Эглит И.М., Тумольская В.А. Исследование переводов управления в модели А// Соционика, ментология и психология личности. — 2012. — №1.

3. Эглит И.М. Определение соционического типа. Самоучитель от А до Я. — М.: Чёрная белка, 2013.