Дуальные отношения (теория)
http://www.socioforum.ru/viewtopic.php?p=35931#35931
И стало как-то неуютно от понимания того, что с одной стороны это текст Аушры, с другой стороны, очень много "своеобразного" понимания этого вида отношений у создательницы соционики. Получился эдакий гимн дуальным отношениям, что само по себе понятно и неплохо, но мы же все-таки с научной точки зрения их должны рассматривать, т.е. по модели.
Те места, которые вызывают несоласие:
Отношения между двумя типами ИМ со всеми дополняющими свойствами мы и называем дуальными отношениями, отношениями дополнения, или дуализацией.
У дуалов дихотомия рациональность/иррациональность не дополняется.
Каждый из членов диады автоматически, в соответствии со структурой своего типа ИМ, принимает ответственность за два аспекта этой программы. Один, допустим, за тактический и этический, другой — за стратегический и технический. И тем самым совершенно снимает эту ответственность с другого.
Не согласна с подчеркнутой фразой. Никакую ответственность с другого дуал не снимает. Он может помочь, но если он будет брать на себя всю ответственность, то этим как раз и остановит развитие партнера. Да это и невозможно в жизни. Как может оградить "достоевский" "штирлица" от отношений с другими, или "штирлиц" "достоевского" от работы по ЧЛ? Как может оградить "дюма" "дона" от информации по БС, или взять на себя полностью решение этих вопросов? Не станет же "дюма" ощущать за "дона", как не станет "достоевский" здороваться за "штирлица". В этом совершенно нет необходимости в дуальных отношениях. Подсказка, совет, помощь, а скорее образец, но не снятие ответственности.
Как люди с дополняющими дуальными психиками воспринимают друг друга? Как партнера, который всегда знает, что и когда нужно делать, понимает, умеет поддержать, защитить, никогда не обижает и, что еще важнее, не обижается.
Источником раздраженности и конфликтов между людьми в работе бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невозможны. Они действуют слаженно и этой слаженностью активизируют друг друга.
Конечно же дуалы могут и обижаться, и конфликты возможны. Ведь встречаются два человека с разным наполнением. Наполнение - это то, что находится вне рамок соционической модели. Наполнение обусловлено тем окружением, в котором воспитывались, росли люди, жизненными условиями, это их привычки, вкусы и т.д. На начальном этапе, пока идет "притирка", "согласование" часто выплывают нестыковки, возникает непонимание и неприятие каких-то моментов в личности партнера. Например, привычка одного носить рубашку несколько дней может не совпадать с представлением другого о том, что одежду нужно менять ежедневно. Привычный способ реагирования одного на некомпетентность или грубость продавцов вызывает недоумение и неприятие у второго. Желание одного получать утешение при каждом случае неудачных отношений или при любом случае дурного настроения не стыкуется с пониманием второго, что такое "утешение" только подольет масла в огонь и приучит к "энергетическому вампиризму". Желание одного постоянно копить деньги не согласуется с рсточительством другого. Все это естественные несогласованности при разном жизненном наполнении. Но все это постепенно сглаживается при стремлении обоих идти друг другу навстречу, при стремлении к гармонии в отношениях. Дуализация - это обоюдный труд.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет таких информационных возможностей, не получаются перекрестные трансакции.
Есть у них такая возможность. Это витальные проявления, которые автоматичны и часто становятся просто привычками, которые долго изменяются при осознанной работе с ними. А также - разница в знаках, которая с одной стороны играет положительную роль - не дает системе быть замкнутой, но с другой все -таки является фактором недосточности информации.
Такой партнер лучше других потому, что ему не нужны уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно-деловыми или шутливыми. Никогда — злобными или агрессивными.
Уступки нужны всем, если люди настоены на гармонию в отношениях. И дуала можно до "белого каления" довести. А эгоизм никакими дуальными отношениями не отменяется.
У каждого бывает плохое настроение, которое проявляется в какой-то ворчливости. Дуалов это не задевает. Ворчливость никогда не воспринимается как неприятный упрек. Часто именно это — форма общения, отличающаяся самой большой непосредственностью, с помощью которой за минимально короткое время партнеру передается обширная информация. Часто ворчливость — лишь обращенная к партнеру неосознанная просьба объяснить что-то, ему самому непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, то есть дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать, не может.
Тут скорее описан индивидуальный опыт в отношениях. И в разных дуальных парах такое ворчание может по-разному восприниматься.
Однако следует отметить, что в браке людей с дополняющими психиками возможны временные недоразумения. Это происходит с парами, которые не чувствуют своей собственной дуальности из-за того, что росли в семьях, где не было дополнения, не могут положиться на других и, кроме того, в родительской семье не научились программировать дуала. Интересно, что если хотя бы один из них умеет программировать, то второй очень быстро выучивается «принимать программу».
Я думаю, что нечастым явлением является то, что дети росли в дуальных отношениях с родителями, а потом создают дуальную пару в своей семье. Поэтому это скорее обычное явление.
А вот что такое "программировать дуала" - я не знаю.
Ниже опишу дуальные отношения по модели.