Как видно по ролику, бОльшее измерение в меньшем видится "усеченно". Феномены бОльшего измерения фиксируются в менее мерном как "отпечаток", "тень", "образ".
Язык имеет свойство фиксировать, "останавливать".
Мы как бы из трехмерности смотрим в четырехмерность и пытаемся сделать срезы, отпечатки. Это и есть языковые понятия, фиксирующие время. Но, как я сказала выше, это только срезы, образы движения. Само движение языком передать, видимо очень сложно (можно ли вообще?).
Хорошее средство передачи, показа движение - кино, поэтому именно этот образ я использовала для того, чтобы пояснить четвртую размерность.
Четвертая размерность - это способность нашего мышления воспринимать это постоянное движение, изменение,
протяженность во времени. Но это постоянное движение кинопленки.
А что в речи?
В речи, чтобы увидеть это постоянное движение кинопленки, нам нужно:
1. Отодвтинуться, отстраниться от объекта исследования. То есть минимальные отрезки, которые мы должны исследовать, должны быть гораздо большими по объему.
Представьте себе, что вы приблизились с лупой и расматриваете кадр кинопленки, вы можете разглядеть мельчайшие детали, но вы не знаете о том, что это только кадр. Вам нужно хотя бы отстраниться и увидеть, что таких кадров много. Нужно создать дистанцию. Когда мы исследуем тексты или речь, то нужно тоже создать дистанцию и посмотреть на мышление человека с большей дистанции, охватить больший объем. И этот бОльший объем часто не соизмерим с теми ответами, которые дают типируемые на вопросы анкеты.
Минимальной единицей исследования четвертой размерности может быть развернутое сочинение (опять же не миниэссе, а именно развернутое мышление на определенную тему). Еще такой единицей может служить охват мысленным взором всех ответов целиком. Тогда вы увидите, что через все типирование проходит одна единственная тема, она пронизывает все. Особенно это хорошо видно на очных типированиях, когда человек говорит больше, чем отвечает письменно. Что создает эту единую тему? Именно вот эта четвертая размерность. Она связывает все мышление человека как единый задающий стержень. Например, человек, отвечая на все вопросы, задумываясь над ответами, приводя примеры, все переводит в плоскость отношений, или он все видит с точки зрения границ и их изменений, или весь мир для него объекты с их свойствами.
Вот это умение изменять дистанцию анализа - очень важно для типировщика: приближаемся, детализируем, видим много деталей, указывающих на меньшие размерности. Чем больше размерность, тем больше нужно создать дистанцию наблюдения.
2. В речи есть и возможные
индикаторы "движения кинопленки"
Это любое указание на то, что срез делается временно. Об этом я подробно писала, когда говорила об индикаторе "на данный момент".
Самое сложное не спутать вот эту особенность четвертой размерности с самим аспектом БИ.
Об этом я тоже где-то писала. И в книге будет.
================================
Самое смешное во всем этом, что только посмотрев этот ролик, я увидела аналогию между измерениями и размерностями. То есть, я конечно, знала раньше, что мы живем в трехмерном мире, но то, что четвертая размерность - это время, я даже не въезжала в это. Теперь я вспоминаю, что даже в ответах типируемых на вопрос о времени некоторые отвечали, что это четвертое измерение. Но я даже не фиксировала в голове этот момент. Эта информация как бы мимо проходила. Я считала это нормативным ответом (что так и есть), но у меня-то в голове нормы не задерживаются, как вошло, так и вылетело
(вот еще одна особенность одномерной функции - смотреть - и не видеть, слушать и не слышать, игнорировать, не замечать, пропускать сквозь некую информацию, ей просто не за что зацепиться, она проскальзывает мимо. Но это отступление).
То что, четвертая размерность в соционике называется "время" для меня тоже было загадкой.
И мне пришлось заново открывать Америку. То, что четвертая размерность - это постоянное изменение - нашла моя ЧЛ. Я находила четвертую размерность как
свойство первой функции, которое отличает ее от третьей функции. То есть я искала свойство объекта, и я его нашла. Нашла из наших экспериментов, как рассказывала раньше. А теперь вот обнаружила аналогию с четвертым измерением
Убицца_и_не_жить, какими путями ходит мысль.