Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений
Качественно иной способ определения ТИМа – определение по способу мышления, когда внимание уделяется мышлению и характерным реакциям психики типируемого. При этом поведение практически полностью исключается из процесса анализа. При наблюдении за поведением мы вынуждены сами додумывать тот мыслительный процесс, который привел к данной реакции, что, естественно, вносит дополнительную субъективность.
Сравните:
Опора на поведение:
Рационал делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно.
Иррационал любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме.
Опора на мышление:
Рационал воспринимает мир дискретно.
Иррационал воспринимает мир континуально.
Разница существенна, потому что рационал, как и иррационал, может делать несколько дел сразу, но при этом он будет продолжать воспринимать мир дискретно, а иррационал в состоянии делать последовательно работы, но мир он воспринимает континуально. Восприятие мира и внешние поведенческие реакции не одно и то же.
В Школе системной соционики определение ТИМа заключается в выявлении мышления и психических реакций типируемого.
Тщательное изучение процесса мышления и психических реакций, и, самое главное, шкалирование этих реакций стали возможны только после открытия размерностей функций (Букалов). Это открытие сделало возможным различение психических феноменов на сигнальном уровне «да/нет», что существенно отличается от различения информации на уровне приблизительного проявления признака «больше/меньше», который присутствует фактически во всех моделях с признаковым подходом. Психика эксперта получила инструмент, с помощью которого мы способны различать психические проявления с точностью достаточной для определения ТИМа.
Сравните:
Отсутствие измерительного инструмента в виде шкалы «да/нет»:
Первая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.
Вторая функция – творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам. Это область осознанного, зрелого, продуктивного творчества. Часто в этой же области человек выступает в роли критика, подвергает информацию критическому переосмыслению.
Вопрос, может ли человек критиковать по первой функции? Каждый наблюдательный соционик ответит: да, может. Может первая функция быстро усваивать информацию и генерировать ее? Может. Может ли человек продуктивно творить по первой функции? Если идеи ИЛЭ, вещи, сделанные ЛСЭ, эмоции ЭСЭ, отношения, проявленные ЭСИ и т.д. являются результатом их мышления, то да. Как в реальной ситуации различить две функции по такому описанию?
Наличие измерительного инструмента:
Первая функция отличается от второй наличием четвертой размерности – параметра времени.
Вопрос, может ли вторая функция иметь параметр времени? Нет, не может. У нас есть инструмент различения функций.
Однако, непосредственная работа с мышлением типируемого изменяет дистанцию и детализацию наблюдений в процессе диагностики ТИМа. Взаимодействие типировщика и типируемого происходит на качественно ином уровне, фактически типировщик помогает типируемому погрузиться на такую глубину, где можно найти ответы на вопросы: какие психические реакции (не наблюдаемые во вне) возникают на различные внешние воздействия, почему возникают такие реакции, есть ли возможность реагировать иначе, где границы возможностей в этом и т.д.? Фактически это совместная работа по изучению функционирования психики. Поскольку это совместная работа, то тем, кто желает изучать себя в данном направлении, необходимо дать «карту местности», нужно показать, что и как можно в себе изучать сквозь призму соционической модели.
Эта статья и является такой "картой местности"
Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений
То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)