Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений

Модератор: Модератори

<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Вс окт 31, 2010 17:54

Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений

Необходимость в данной работе возникла в связи с тем, что в соционике наблюдается стойкая тенденция определять ТИМ человека по поведению. Внешние проявления, которые мы наблюдаем, группируются как свойственные тому или иному ТИМу в большей или меньшей мере, либо как свойственные сенсорикам, этикам, рационалам/иррационалам, статикам/динамикам и далее по списку. Однако никто из социоников никогда не скажет, что такое проявление (поведение) однозначно характерно для какой-то соционической группы. Всегда есть оговорка о том, что это проявляется в большей или меньшей степени. Часто мы слышим о том, что вообще каждый ТИМ может поступить как угодно. Но при этом все равно определение ТИМа цепко держится за признаковый подход.

Качественно иной способ определения ТИМа – определение по способу мышления, когда внимание уделяется мышлению и характерным реакциям психики типируемого. При этом поведение практически полностью исключается из процесса анализа. При наблюдении за поведением мы вынуждены сами додумывать тот мыслительный процесс, который привел к данной реакции, что, естественно, вносит дополнительную субъективность.

Сравните:
Опора на поведение:
Рационал делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно.
Иррационал любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме.

Опора на мышление:
Рационал воспринимает мир дискретно.
Иррационал воспринимает мир континуально.


Разница существенна, потому что рационал, как и иррационал, может делать несколько дел сразу, но при этом он будет продолжать воспринимать мир дискретно, а иррационал в состоянии делать последовательно работы, но мир он воспринимает континуально. Восприятие мира и внешние поведенческие реакции не одно и то же.

В Школе системной соционики определение ТИМа заключается в выявлении мышления и психических реакций типируемого.
Тщательное изучение процесса мышления и психических реакций, и, самое главное, шкалирование этих реакций стали возможны только после открытия размерностей функций (Букалов). Это открытие сделало возможным различение психических феноменов на сигнальном уровне «да/нет», что существенно отличается от различения информации на уровне приблизительного проявления признака «больше/меньше», который присутствует фактически во всех моделях с признаковым подходом. Психика эксперта получила инструмент, с помощью которого мы способны различать психические проявления с точностью достаточной для определения ТИМа.

Сравните:
Отсутствие измерительного инструмента в виде шкалы «да/нет»:
Первая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.
Вторая функция – творческая. По ней человек быстро усваивает информацию и часто генерирует ее сам. Это область осознанного, зрелого, продуктивного творчества. Часто в этой же области человек выступает в роли критика, подвергает информацию критическому переосмыслению.


Вопрос, может ли человек критиковать по первой функции? Каждый наблюдательный соционик ответит: да, может. Может первая функция быстро усваивать информацию и генерировать ее? Может. Может ли человек продуктивно творить по первой функции? Если идеи ИЛЭ, вещи, сделанные ЛСЭ, эмоции ЭСЭ, отношения, проявленные ЭСИ и т.д. являются результатом их мышления, то да. Как в реальной ситуации различить две функции по такому описанию?

Наличие измерительного инструмента:
Первая функция отличается от второй наличием четвертой размерности – параметра времени.


Вопрос, может ли вторая функция иметь параметр времени? Нет, не может. У нас есть инструмент различения функций.

Однако, непосредственная работа с мышлением типируемого изменяет дистанцию и детализацию наблюдений в процессе диагностики ТИМа. Взаимодействие типировщика и типируемого происходит на качественно ином уровне, фактически типировщик помогает типируемому погрузиться на такую глубину, где можно найти ответы на вопросы: какие психические реакции (не наблюдаемые во вне) возникают на различные внешние воздействия, почему возникают такие реакции, есть ли возможность реагировать иначе, где границы возможностей в этом и т.д.? Фактически это совместная работа по изучению функционирования психики. Поскольку это совместная работа, то тем, кто желает изучать себя в данном направлении, необходимо дать «карту местности», нужно показать, что и как можно в себе изучать сквозь призму соционической модели.

Эта статья и является такой "картой местности"



Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Вс янв 02, 2011 19:49

Re: Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений

На сайте размещено видео лекции "Соционическое самонаблюдение"

часть 1
часть 2
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Nickname

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 856

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Киев

Сообщение Вс янв 02, 2011 23:18

Re: Эглит И.М. Основы соционических самонаблюдений

А ведь это новаторский материал. Ни у кого такого нет (насколько мне известно). Вот, мне, который "варится" в системной соционике сначала подумалось, что все, что описано в статье достаточно очевидно и просто. Но это очень и очень нужно было написать.

Иногда, после типирования говорят: "Примерьте такой-то тип, почувствуйте не жмет ли, подходит ли..." А как именно это сделать? Как можно понять, не жмет ли мне тот или иной тип? По описанию? Так если бы по описанию можно было это установить, то и вопроса с определением не возникало бы. Просто бери описание и вычеркивай: "любит готовить салаты" - нет, это не про меня, "позитивист" - да, это про меня и т.д.

В самонаблюдении нет описаний. Есть только твои мысли, твои эмоции, твои ощущения и твои реакции относящиеся к мыслям, эмоциям, ощущениям. Все работает применительно к тебе такому, какой ты есть, в данный момент, в данном контексте. Нужно только быть честным с собой и развить немного наблюдательности.
Миру - мир, дуалам - дуалов!!!
<<

Tima

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 3299

Зарегистрирован: 08.04.2005

Откуда: Mikulas

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Вт янв 11, 2011 17:37

:best: :best: :best:
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Пн апр 11, 2011 18:51

Статья опубликована в журнале СМиПЛ №1, 2011.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)

Вернуться в Статті, книги, відео, доповіді з соціоніки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO