Сообщение Сб ноя 27, 2010 18:55

Ермак В.Д. Проблемы моделирования категорий «Личность» и…

Ермак В.Д. Проблемы моделирования категорий «Личность» и «Индивидуальность»

Развитие психики человека представляет собой качественно своеобразный характер её функционирования. В запутанной системе дисциплин, представляющих современную психологию, наряду с общим понятием "возраст человека", употребляются и такие понятия: "возрастная психология", "психическое развитие", "развитие психики", "психология развития" и другие. В этом конгломерате особое место занимает психология развития человека, в частности, возрастная психология, которые привычно ассоциируют с категорией “Личность”, реже – “Индивидуальность”. Плодятся разнообразные теории Личности – к настоящему времени в психологии накопилось уже более ста определений Личности. Однако, известно, что обилие определений равнозначно их отсутствию и свидетельствует о непонимании существа предмета исследования. Так, один из основополагающих методологических принципов современной психологии Личности выглядит достаточно странно: Личность определяется в зависимости от выбранной исследователем теории Личности и индивидуальных теоретических предпочтений. Проще говоря, определение Личности зависит выбора теории (?!).

Практически все определения Личности и Индивидуальности в современной психологии обусловливаются двумя противоположными взглядами на их развитие:
• с одной точки зрения, каждая Личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение играет весьма незначительную роль.
• апологеты другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности Личности, считая что Личность – это некий продукт, полностью формируемый ходе социального развития человека и социума.
Характерная черта большинства современных психологических школ – многозначительная констатация фактов, дальше которой психолог не идёт, повидимому, потому, что у психологии нет инструментария для работы с этими самыми фактами. Это признают сами психологи… Выдающийся советский педагог и психолог В.Сухомлинский утверждал:
“Тот факт, что человек, по сути, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться”.

Реальный человек в реальном мире – сложнейшее по структуре и связям образование. Изучать, исследовать реального человека крайне сложно.
Вполне отдавая себе этом отчёт и не претендуя на немедленное разрешение всех проблем человека, рискнём предложить уважаемому научному сообществу системный, информационный подход соционики к важнейшим психическим категориям – "Индивидуальности" и "Личности". Соционика может обеспечить всем, занятым исследованием и приложениями “человеческого фактора” уникальный по своим возможностям “инструментарий” – модели типов информационного метаболизма (ТИМ) психики – надёжный и достоверный метод исследования психики, а значит его Индивидуальных и Личностных характеристик и свойств.

Анализ моделей ТИМ психики показывает, что психическим категориям Индивидуальность и Личность могут быть поставлены в соответствие суперблоки модели Vital (Витал) и Мental (Ментал). Функциональные характеристики суперблоков и связи между ними с учётом реального, жизненного информационного наполнения психических функций обеспечивают возможность глубокого анализа характеристик реального, конкретного человека и его взаимодействия с окружающим миром. Предложенная функционально полная модель психики позволяет анализировать все периоды жизнедеятельности психики – от пренатального до возраста мудрости.

Человек ? это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа как целостности к человеческому роду. В современном мировоззрении понятия "Личность" и "Индивидуальность" обозначают два системно связанных между собой и с окружающим миром способа психологического бытия человека (Homo psychicus). Это разные позиции в отношениях с другими и с собой. Это два определения человека, два процесса развития и становления, наконец, две идеологии. Понятия "Личность" и "Индивидуальность" отображают различные стороны духовной сущности человека. Эти различия выражены и в языке. Со словом "Личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об “Индивидуальности” говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. Введём некоторые мировоззренческие определения:

Личность (Homo sapiens) ассоциируется с деятельностной стороной человека, его социально значимимы качествами, с включённостью в систему социальных связей и отношений в неслучайныых группах и сообществах. Личность формируется благодаря жизни и деятельности человека в обществе. Личность оказывает влияние на мировоззрение других людей и степень этого влияния определяет масштаб Личности. Чаще всего это влияние только на ближайшее окружение человека. Некоторые Личности воздействуют на умы людей определённой группы, формируя ее неслучайность. По Ананьеву Б.Г. "Личность – прежде всего современник определённой эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств и черт".
Индивид ? это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуум (лат. - нерасчленимое) ? особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее собственного бытия, основанных на ее целостности. Трудность определения понятия индивидуума заключается ещё и в том, что в своей единичности и особенности индивидуум вообще не поддается описанию с помощью общих отвлеченных признаков. Под этим понимается человек как самостоятельное, одаренное разумом существо, которое может само распоряжаться собой, но одновременно во внешних своих отношениях является и носителем общечеловеческих достоинств.
Индивидуальность (индивид, индивидуум, Homo individuus) – своеобразное сочетание присущих отдельно взятому человеку индивидных качеств (биологических, физических, социальных, психологических и др. признаков, свойств, особенностей), отличающее его от других людей, самобытная сущность человека, совокупность своеобразных психологических черт. Энциклопедия Википедия предлагает такие определения: "Индивид выражает общие свойства человека как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер . К.Г.Юнг значительное внимание уделял поступательному характеру развития Личности. Он считал, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному, явно имея в виду развитие психики и психические процессы. Можно спорить по поводу представлений К.Г.Юнга о целях развития Личности и смысла "самореализации", однако не вызывает сомнений его утверждение, что вся эволюция психики, от первых примитивных организмов до людей – это “парад прогресса”.

Существуют два разных процесса становления Личности и Индивидуальности:
? Становление Личности как процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной, социальной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление Личности связано с принятием выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная Личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
? Становление Индивидуальности есть процесс Индивидуализации – определения собственной сущности на основании заданной от зачатия и воспринятой из окружения информации, обособления, выделенности из сообщества, оформление её, сущносной, отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью сущность ? это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В психологической литературе одни авторы высшей в каком-то смысле считают категорию Личность, другие – Индивидуальность. В одних случаях высшим считают личностное бытие человека, в других – индивидуальное. Из-за отсутствия у психологии парадигмы , многие определения этих терминов противоречивы, часто тяготеют к какой-нибудь одной из множества психологических теорий личности, что-то учитывают, чем-то игнорируют и т.д. Практические приложения теорий часто весьма сомнительны. Не все психологи выделяют "Индивидуальность" как отдельную категорию, определяя "Индивидуальность" через "Личность" и наоборот. Сравните:
? "Личность – совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность"(Немов Р.С.)
? "Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности" (Слободчиков В.И.).
Однако, обратимся к приложениям методов и инструментария соционики к исследованию процессов развития Индивидуальности и Личности человека.
Исследуя систему «человек – окружающий мир» с позиций системологии (в частности, теории управления), можно выявить структуру психики:

Изображение

Рис.2. Функциональная структура психики

Анализ структур психики позволяют сделать некоторые выводы в отношении отображения моделью ТИМ психики информационных категорий «Индивидуальность» и «Личность».

• Психологической информационной категории «Индивидуальность» в моделях функциональной и параметрической структур психики может быть поставлен в соответствие функционально адекватный им суперблок индивидуальной жизнедеятельности Vital (Витал) модели ТИМ психики.
Функционирование конкретного человека как «Индивидуальности» в реальной жизни просходит обычно неосознанно (но, при необходимости, осознаваемо!), в “автоматном режиме”, в соответствии с (1) функционально-параметрической структурой суперблока Vital, (2) расположением в блоках ИД и суперИД психических функций, обрабатывающих информацию определённых аспектов, а также (3) наполнением психических функций конкретной, жизненной информацией. При этом, если функционально-параметрическая структура суперблока Vital одинакова для всех ТИМ психики, а расположение аспектно-ориентированных психических функций в блоках соответствует данному ТИМ психики и тоже постоянно, то наполняющая психические функции реальная информация, ее качество и ценность определяются конкретикой, характером и интенсивностью взаимодействия данного человека с окружающим миром. Следовательно, самобытная, яркая, неповторимая, уникальная Индивидуальность человека, в типовых чертах безусловно определяемая ТИМ психики данного человека, в ещё большей степени, как показывает практика, зависит от количества, качества и ценности реальной информации, наполняющей психические функции и, не в последнюю очередь, от накопления опыта (параметр Ex) по всем психическим функциям.

• Психологической информационной категории «Личность» в моделях функциональной и параметрической структур психики может быть поставлен в соответствие функционально адекватный им блок социальной, личностной жизнедеятельности Mental (Ментал) модели ТИМ психики.
Функционирование конкретного человека в реальной жизни как Личности обычно просходит (1) вполне осознанно, в режиме полного контакта с окружающим миром, (2) в соответствии с функционально-параметрической структурой суперблока Mental, (3) согласно расстановке в блоках ЭГО и суперЭГО психических функций, обрабатывающих информацию определённых аспектов, а также (4) соответственно наполнению психических функций конкретной, жизненной информацией. При этом, если функционально-параметрическая структура суперблока Mental постоянна и одинакова для всех ТИМ психики, а расположение аспектно-ориентированных психических функций в блоках соответствует данному ТИМ психики и тоже постоянно, то наполняющая психические функции реальная информация, ее качество и ценность определяются характером и интенсивностью взаимодействия данного человека с окружающим миром. Следовательно, Личность, её социальная позиция и социальная роль в типовых чертах безусловно определяемые ТИМ психики данного человека, в ещё большей степени зависит от количества, качества и ценности реальной информации, наполняющей психические функции и накопления опыта (параметр Ex) по всем психическим функциям.
Таким образом, для субъекта взаимодействия данный конкретный человек будет представляться Индивидуальностью или Личностью в зависимости от того, с каким суперблоком объекта – Vital или Mental – он будет взаимодействовать. Информационная структура взаимодействия оказывается однозначно детерминированой функциональной структурой (набором психических функций) суперблоков Vital или Mental конкретного ТИМ психики.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)