Зависимость типировщиков от предыдущих результатов
Эглит Ирина:
Проверка шла бы НЕЗАВИСИМО, если бы это делали разные группы типировщиков. Одна группа не может быть независимой от своих же предыдущих результатов.
Татьяна Прокофьева:
Ну только если совсем уж необузданна или непрофессиональна.
http://www.socioforum.su/viewtopic.php? ... 0#p1231540
Татьяна Прокофьева:
Решать такие задачи по отдельным модулям независимо от предыдущих люди могут, иначе бы и математические задачи люди не могли решать. Но в психологии для этого необходимы дополнительные навыки, связанные с работой с человеком. Это
фокус внимания
активное слушание
установление контакта
техника задавания вопросов
эмпатия
выявление потребностей
работа с возражениями
Два последние уже не для диагностики, а для ответов на запрос клиента и аргументации результата.
Это очень важный вопрос для социоников. Потому что диагностом является сам человек, и он должен очень хорошо понимать свой инструмент диагностики - работу своей психики.
Диагност должен быть внимательным к самому себе в первую очередь.
Итак, что такое зависимость от своего предыдущего решения? Это не патология, а нормальная работа психики. Она связана и с работой памяти и с тем, что в психике каждое новое психическое действие вписывается в некую систему связей, образуя тем самым карту мира.
Если упрощенно, то если типировщик принял решение о том, что вот эта реакция типируемого - является многомерной по логике, то это фиксируется в его памяти. И следующую реакцию по логике типировщик будет уже невольно оценивать не нейтрально, а как бы ожидая многомерность, подтверждение предыдущего своего решения, то есть зависимо от предыдущего решения. Это, еще раз повторяю, упрощенный пример. Я думаю, что достаточно прочная зависимость от решения возникает не с одного раза, а с определенного количества повторяющихся одинаковых решений, возможно, число 3, уже достаточное количество повторений, чтобы укрепиться в мнении. В этом примере вместо многомерности логики можно подставить любой другой соционический параметр, например, экстраверсию, или знак функции, или какой-то признак Рейнина и т.д.
То есть самое независимое мнение возникает только в первый момент, в момент первой оценки. Все остальные оценки начинают уже вписываться в созданную "карту" этого человека. Типировщик не может быть в принципе независим от своих предыдущих решений. Это происходит невольно. И это как всегда, монета с двумя сторонами. С одной стороны это необходимая работа психики для образованиея связей, с другой стороны, если она не контролируется типировщиком, то он не замечает, как начинается подгонка под предыдущие решения. Почему происходит такая подгонка? Тут можно предположить различные причины: и энергоэкономность работы психики, что приводит к автоматизму; и стремление чувствовать себя верно принимающим решения, боязнь ошибок (все это может не осознаваться)... Возможно, есть еще какие-то причины.
Понятно, что такая подгонка является помехой и "ухудшает" наш интструмент диагностики. И также понятно, что необходимо проводить постоянную работу по нейтрализации зависимости от предыдущих решений. Что можно сделать в этом направлении?
Первое - это признание самой проблемы. Утверждать, что человек не зависим от своего предыдущего решения можно только при полном отсутствии самонаблюдений. Значит, нужно заниматься этим самонаблюдением и отслеживать моменты зависимости. Это постоянная работа, которая должна происходить параллельно процессу типирования. То есть психика эксперта должна как бы разделить свое внимание на две части: одна часть следит за типированием, вторая - за собой ("наблюдатель"). О том, как растить наблюдателя я писала в статье Основы соционического самонаблюдения. Понятно, что при очной диагностике это делать сложнее, чем при работе с текстами. Но в очной диагностике есть возможность делать пятиминутные перерывы (на согласование версий, например). И в этот перерыв очень полезно спросить себя, насколько я сейчас склонен только к одной точке зрения? Как бы просканировать себя, почувствовать свою "тягу" к одной версии. И "отпустить" ее, как бы мысленно отодвинуть в сторону, дав место любым другим мыслям, вариантам.
Второе - это наличие в типировании ведущего, которые следит за подобными "увязаниями". Это можно заметить у типировщика, если он как бы "тянет одеяло на себя", очень настойчиво аргументирует одну версию, не учитывая (не замечая) то, что не вписывается. Тут термин "версия" может быть заменен любым другим параметром. В типировании часто типировщики делятся и каждый отслеживает информацию по аспектам своих многомерных функций. И тогда он как бы "видит" часть картины, уделяя больше внимание определенным аспектам информации. При согласованнии он обосновывает свойства тех функций, которые он анализировал. То есть ведущий может выступить в роли такого "наблюдателя" у начинающих типировщиков. Обычно им не сразу удается отслеживать свои зависимости.
Третье - независимость экспертизы. То есть разделение частей анализа между типировщиками, при котором они делают свой анализ, не имея возможности согласовывать версии. В таком случае при сведении результата воедино можно будет увидеть наличие таких увязаний и зависимостей. Тот, кто не увидел другие стороны, увидит их в анализе других типировщиков.
Четвертое - последующее наблюдение за типируемым с мысленным отключением от готового результата. Когда типирование заканчивается и проходит какое-то время, нам проще "отпустить" готовый результат, не цепляться за него. И этим можно воспользоваться, если помочь себе ментальной установкой: слежу за проявлениями человека с целью заметить все, что не вписывается в ТИМ. То есть мы как бы подходим с другой стороны. При типированиии мы ТИМ складывали, мы "вписывали" в него ответы. При проверке мы будем его "раскладывать", то есть искать невписывающееся. Конечно, то, что не вписывается отслеживалось и при определении ТИМа, но там все-таки доминанта внимания шла на поиск ТИМа. При проверке доминанта внимания будет сосредоточена только на поиске ошибок. И при обнаружении существенной ошибки начинается процесс переопределения ТИМа. Но уже в "дикой природе", то есть в реальных жизненных условиях. Все это, естественно, при условии наличия возможности проводить такие проверки.
По большому счету вся проблема в том, что нам трудно быть постоянно осознанными и все время внимательно следить за своим мышлением. Отсюда и вытекают зависимости и необходимые меры по работе с ними. Если бы мы были осознанны постоянно, то все это отпало бы само собой. Но это называется - Просветление, о чем я и написала в ответе. Только группа Просветленных может не зависеть от своего предыдущего решения.
Ну а весь этот список:
фокус внимания
активное слушание
установление контакта
техника задавания вопросов
эмпатия
выявление потребностей
работа с возражениями
не имеет никакого отношения к работе над зависимостью от своего предыдущего решения кроме пункта 1.
Фокус внимания - это важный момент. О нем я подробно говорила в лекции Соционическое самонаблюдение. Часть 1
И именно фокус внимания на свою зависимость может привести к тому, что мы ее обнаружим, а, следовательно, начнем с этим работать, опять же, управляя своим вниманием.
То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)