Эффект обратного действия

Модератор: Модератори

<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Пн фев 10, 2014 21:09

Эффект обратного действия

Эффект обратного действия: почему мы упорствуем в своих заблуждениях
Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли они нашему мировоззрению. Но парадокс заключается в том, что когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление называется эффектом обратного действия. Журналист Дэвид Макрейн разбирает феномен на примере научных исследований и объясняет, почему мы избирательно воспринимаем истину и упорствуем в своих заблуждениях...

«В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях, вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность»

«Когда факты подтверждают убеждения, люди склонны видеть то, что они ожидают увидеть, и делать выводы, которые соответствуют их ожиданиям»

«Выиграть спор в интернете невозможно. Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор»

«Разум человека делает все для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет веры, или потому, что ему это нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отвергает их посредством различений с большим предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной» — Фрэнсис Бэкон

«В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно»


читать далее
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Вита

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 16636

Зарегистрирован: 30.11.2009

Откуда: Киев

Сообщение Пн фев 10, 2014 22:31

Очень интересная и глубокая статья, спасибо. И для тех, кто типирует, особенно важная.
<<

Prokrust

Аватара пользователя

Сообщения: 2518

Зарегистрирован: 08.08.2006

Сообщение Вт фев 11, 2014 20:17

Статья очень интересная. Но конечный выводом поставили следствие, а не причину.
Когда какая-то мысль становится частью вашего мировоззрения, вы стараетесь защитить ее от внешних влияний. Это происходит инстинктивно и неосознанно, как только мозг сталкивается с информацией, несовместимой с его установками.

Начато хорошо, очень близко к истине.
Так же, как механизмы оправдательного мышления защищают вас, когда вы активно ищете информацию, эффект обратного результата защищает вас, когда факты сами
идут к вам, атакуя в самые уязвимые места. В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях, вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность. Со временем, благодаря эффекту обратного результата вы начинаете менее критично смотреть на факты, которые позволяют вам по-прежнему считать свои убеждения истинными и правомерными.

А тут уже постулируется обратное воздействие как корневая проблема. Далее идет ряд подтверждающих тезисов:
Когда факты подтверждают убеждения, люди склонны видеть то, что они ожидают увидеть, и делать выводы, которые соответствуют их ожиданиям

Да.
Если вывод соответствует нашим установкам, мы задаемся вопросом: «Могу ли я в это поверить?», если же вывод разочаровывает нас, то мы спрашиваем себя: «Должен ли я этому верить?

Да.
...
Они внимательно изучили дату выпуска документа, его внешний вид, форму — и в итоге собрались на форуме и высмеяли его. Их уверенность еще больше возросла. Так было и так будет всегда, когда речь заходит о теориях заговора или о каких-либо других невероятный фактах. Опровержение всегда будет лишь укреплять веру человека в обратное. Оно всегда считается частью заговора, а недостаток фактов приписывается сокрытию истины.

Ошибка. То что видит автор выдается за истину, при этом не анализируется почему так люди себя ведут. Разумеется теория заговора чушь, но само существование теории заговора говорит не про это, а о понимании что баланс в мире меняется в пользу богатых.
Это объясняет, каким образом странные, устаревшие и совершенно безумные убеждения выживают в борьбе с наукой, здравым смыслом и фактами.

Ну и не верное объяснение в результате.
Замечали ли вы когда-нибудь странную особенность: мы практически не обращаем внимания на похвалы в наш адрес, зато любая критика сражает нас наповал? Тысячи положительных отзывов могут пройти незамеченными нами, но одна-единственная ремарка вроде «отстой» может засесть в голове на несколько дней. Одна из гипотез, объясняющих, почему так происходит и почему срабатывает эффект обратного результата, гласит, что на самом деле мы гораздо больше времени тратим на обдумывание той информации, с которой мы не согласны, чем той, которая нам близка. Информация, которая подтверждает наши убеждения, выветривается из нашего сознания, однако, когда мы сталкиваемся с чем-то, что ставит под сомнение истинность наших убеждений, с чем-то, что противоречит ранее приобретенным знаниям о том, как функционирует мир, мы останавливаемся и берем это на заметку. Некоторые психологи утверждают, что объяснение этому есть в теории эволюции. Наши предки уделяли больше внимания негативным стимулам, а не позитивным, потому что на отрицательные события необходимо как-то реагировать. Те, кто не смог достойно отреагировать на негативный стимул, не смог и выжить.

А это уже основной базис объясняющий эффект обратного действия. Базис совершенно правильный.
Эффект обратного результата постоянно приводит в порядок ваши убеждения и память, склоняя вас на ту или иную сторону с помощью процесса, который психологи называет предвзятая ассимиляция.

Термин мне нравится - весьма предвзятый. На самом деле все проще - та информация которая подтверждает наше представление о мире прекрасно укладывается в голове, та же что опровергает - ей нет места, ей не с чем контактировать, нет информации рядом с которой она бы могла лежать по аналогии. Этк информации элементарно некуда запихнуть, нет для нее контейнера, не предусмотрено! В итоге она многократно проверяется и по возможности отбрасывается. И только если некуда не денешься, тогда подбирается место - все это большая работа для мозга.
Разум человека делает все для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет веры, или потому, что ему это нравится

Нет! Потому что он так работает и иначе работать не может! Вера в конечном итоге - это когда разум уже не собирается менять свои основы под воздействием некой новой информации.
Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отвергает их посредством различений с большим предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной

Мотивация мозга проще - чтобы сохранить основу, опираясь на которую мозг воспринимает мир. Чтобы млин, крыша не поехала.
В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно

Посмеяло. Чем больше информации, тем больше избирательности. Пропускная способность мозга ограничена.

ЗЫ.
Статья предназначена для американских интеллектуалов, уровень чувствуется. Автор предоставляет читателям самим додуматься, что они уж очень критично воспринимают этот мир и в результате верят во всякие теории заговоров.
Что же до самого эффекта - он как раз помогает нам понимать что мир не такой как мы его воспринимаем. Разумеется, проще уверить себя, что это сбой, показалось, что на самом деле мир именно такой. ЭТО И ЕСТЬ ИСТИННАЯ ПРИЧИНА. Воспринять же новое, измениться, намного сложнее и сложность увеличивается с возрастом.
А в нонешние времена когда прорва инфы и большая ее часть ложь и не на что опираться приводит к полной дезориентации людей, к непониманию ими простейших истин. И самое интересное - это практически не мешает выживанию в более0менее благополучных странах. Количество глупцов естественным образом увеличивается - до первой крупной катастрофы. Мы уже такую пережили. Наступает очередь запада. Очередь тех людей что верят в теории заговора и напрочь забыли о старой доброй классовой борьбе. Где мой попкорн?
<<

Марася

Аватара пользователя

ШСС: ЭСИ

Сообщения: 1511

Зарегистрирован: 25.10.2012

Сообщение Ср фев 12, 2014 07:42

Вита писал(а):И для тех, кто типирует, особенно важная


Вита, а в чем польза статьи при типировании?
Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь.
<<

Вита

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 16636

Зарегистрирован: 30.11.2009

Откуда: Киев

Сообщение Ср фев 12, 2014 08:31

Марася писал(а):Вита, а в чем польза статьи при типировании?

Марася, для эксперта очень важно умение переключаться, быть готовым пересмотреть свою версию, не держаться за нее.
То, о чем написано вот тут:
sborniki-po-temam-f73/psikhika-tipirovshhika-ee-lovushki-t4441.html#p151813
sborniki-po-temam-f73/psikhika-tipirovshhika-ee-lovushki-t4441.html#p151815
sborniki-po-temam-f73/psikhika-tipirovshhika-ee-lovushki-t4441.html#p152001

Потому что в типировании (особенно, если человек не тренирует "переключаемость", не имеет навыка наблюдения за собой, типирует в одиночку) тоже имеет место быть то, что описано в статье.
<<

Марася

Аватара пользователя

ШСС: ЭСИ

Сообщения: 1511

Зарегистрирован: 25.10.2012

Сообщение Ср фев 12, 2014 08:56

Вита, спасибо) понятно))
Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь.
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср фев 12, 2014 10:09

Я писала для учеников о том, какими умениями должен обладать типировщик (кроме определения параметров функций)
Умение:

1. Доверять типировщикам, работающим в команде. Спокойно выслушивать любые мнения.
2. Аргументировать свою точку зрения с опорой на модель, не быть голословным.
3. Видеть и объяснять по модели искажения ТИМа.
4. Задавать эффективные вопросы типируемому.
5. Отказаться от одной версии в пользу другой (сменить точку сборки), не приявязываться к одной версии.
6. Исключить из обоснования образ ТИМа и типологические признаки ТИМа.
7. Чувствовать необходимое и достаточное количество информации для доказательства ТИМа.
8. Соблюдать этику тирования (в отношении типируемого и команды).
9. Стремиться определить ТИМ, а не доказать свою правоту.
10. Не подпадать по влияние авторитетного мнения.

Пункт 5 из всех этих пунктов самый трудный для развития. Потому что
1. он не всем дается, то есть не каждый психологически готов к такой гибкости.
2. потому что природа уже позаботилась о том, чтобы мы максимально устойчиво держали свою картину мира, это то, о чем написано в статье.
То есть природное качество, необходимое для выживания, в то же время мешает быть достаточно гибким в оценке приходящей информации, и не отбрасывать якобы не значимое. И это умения нужно тренировать любому. Не было еще на моей памяти ни одного типировщика, которому бы не пришлось пройти этот участок обучения. Это было и со мной и с каждым типировщиком ШСС. (И я считаю это умение - обязательным условием. Тот, кто умеет видеть все индикаторы, но не умеет "сдивигать точку сборки" - еще не типировщик, а просто "голова" для поиска индикаторов). Все знают, что такое залипание в версии. Причем даже после того, как прошел этот опыт, все равно сохраняется эта тенденция. Она никуда не девается. Потому что это на самом деле естественно для психики. Только в следующий раз я уже знаю, что это со мной происходит, и слежу за этим, но усилие всегда нужно прилагать. И ощущение при этом достаточно неприятное. Мне даже трудно его сравнить с чем-то, ну, для меня, будто уличили во лжи, примерно такое. То есть накрывает УЭ маломерной функции. Для кого-то это будет - будто ему показали его непрофессионализм или глупость. Причем это все внутри происходит, никто вообще к этому никакого отношения не имеет, это своя внутренняя борьба со своим же нежеланием терять уже сложившуюся картинку и создавать новую. Это чисто энергетический процесс. Но как только вы проходите через эту пелену негативной энергии, как сквозь вязку массу, которая не пускает тянет за руки и за ноги назад, как только вы это проходите, происходит внезапное отпускание, и вы уже находитесь в другой энергетической зоне, вы видите, вот же на самом деле и таким образом пазлы складываются, и более убедительно, и как я этого раньше мог не видеть! То есть, как только вы соглашаетесь отпустить прежнюю версию, то вы получаете возможность увидеть картину шире. При этом и старая тоже хорошо просматривается, и есть возможность их сравнивать без привязки к одной из двух.
С опытом такие переходы становятся все легче. Но я не вижу, чтобы получалось сразу "быть параллельным". Меньше усилий прилагаешь для переключения, меньше негативных УЭ, меньше сопротивления психики. Ты уже знаешь, что это не страшно, и наоборот, у тебя больше шансов получить точный результат.
Такое умение очень полезно для развития психики типировщика, но оно в результате и в жизни помогает не цепляться к каким-то своим "глубоким убеждениям". В результате ты начинаешь понимать, что у всех этот процесс происходят подобным образом, и каждый сидит в своей картине мира, и у него есть все основания ее оберегать, потому что эта картина мира сложилась не на пустом месте, она соткана их всех опытов этого человека и из той обработки информации, которая ему доступна от природы. И становится все более ясным, что что бы ты ни рассказывал и не показывал человеку, он это видит только так, как может видеть. И, как написано в статье, это еще больше убеждает его в его правоте. И сейчас я пришла к выводу, что то, что я могу показать и рассказать в соционике, смогут воспринять только те, у кого картина мира сложилась таким образом, что они смогут воспринять это.
Этот же принцип верен и для типируемого. Те, кто смогли переключиться из одной версии себя в другую, в свою природную, им ведь тоже пришлось пройти момент сопротивления, страха, отчаяния, недовольства. Очень многие об этом пишут. Но если они вдруг почувствовали внутри, что это "правда", то потом сопротивление снимается и они как бы освобождаются от чего-то лишнего. Я вижу, если человек готов к такому, то дальше есть смысл с ним работать. Значит, пришло его время, и у него есть возможности и силы для работы с собой. Если же человек не смог сделать этот шаг, но схватился за свою иллюзию, то нет смысла его ни в чем убеждать. Тут никакая логика, никакая модель, даже возможность наблюдать за своими УЭ, не помогут. Человек будет отрезать все, что не вписывается в его картину мира. И знаете какой характерный признак сохранения иллюзии? Агрессия. Можно допустить, что на самом деле мы ошиблись, и человеку не нужно менять свою картину мира. В таком случае у него не будет агрессии против тех, кто ошибочно его определил. Но все, кто схватился за свою иллюзию, кто лжет себе, внутри имеют негативную УЭ. Они с этим ничего не могут сделать, их все время достает их же "душа". Я уверена, что лгать себе без чувства вины перед собой невозможно. И человек эту негативную УЭ превращает в злость на тех, то доставил ему это "неудобство". Ну, не себя же он будет грызть за сделанный выбор (хотя, возможно, есть и другие варианты заглушки). Вот отсюда появляются агрессивные Сибирские и ей подобные. Причем лгать они себе начали уже давно, когда сделали ранее неверный выбор, предположим, поступили в вуз, и теперь им трудно, выбрали профессию, и не признаются себе, что им трудно, сошлись не с тем человеком, и это уже не изменить, все это накапливает внутри негатив. Человек долго его может не видеть, он привыкает жить с этим балластом. Но тоска будет прорываться. Она будет выливаться на людей рядом, или на горе-типировщиков... В общем, это проблема, когда человек не хочет научиться "сдвигать" себя. В соционике такому нечего делать. Она для более продвинутого уровня.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Марася

Аватара пользователя

ШСС: ЭСИ

Сообщения: 1511

Зарегистрирован: 25.10.2012

Сообщение Ср фев 12, 2014 11:32

Елочка, спасибо)))
теперь понятно, почему мне не понятно :jokingly:

мне бы до этого уровня дойти

Ёлочка писал(а):Тот, кто умеет видеть все индикаторы,
Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь.
<<

Вита

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 16636

Зарегистрирован: 30.11.2009

Откуда: Киев

Сообщение Ср фев 12, 2014 14:37

Марася писал(а):Елочка, спасибо)))
теперь понятно, почему мне не понятно :jokingly:

мне бы до этого уровня дойти

Ёлочка писал(а):Тот, кто умеет видеть все индикаторы,

Марася, мне кажется, что эти умения лучше параллельно осваивать, так как умение переключаться, посмотреть с другого угла, допустить иную версию в том числе способствует лучшему видению индикаторов. В этом случае человек настроен на поиск: готов искать и пересматривать, переосмысливать. А в случае проблемы с переключением, часто наблюдаются и проблемы с пониманием и видением индикаторов (например, человек может игнорировать "невписывающееся" значение, пытаться подогнать трактовку индикатора под текст и т.д.
На уровне обучения это создает много проблем, так как человек, не готовый переключаться хочет остаться при своем мнении и болезненно воспринимает поправки, это в свою очередь снижает эффективность работы, создает определенный потолок понимания индикаторов и их выделения. В таком случае фактически любой фрагмент с ошибочным выделением превращается в "поле боя", когда пытаешься донести через нежелание переключиться и признать возможную ошибку. И даже способности ученика тут не помогают.
Это я не к тому, что обучающиеся не должны иметь своего мнения, но к тому, что гибкость необходима и готовность воспринимать, слышать другие аргументы и уметь пересматривать свои, видеть их недостатки. Иначе даже начальную ступень - освоение индикаторов будет тяжело пройти.
<<

Марася

Аватара пользователя

ШСС: ЭСИ

Сообщения: 1511

Зарегистрирован: 25.10.2012

Сообщение Чт фев 13, 2014 07:18

Вита писал(а):посмотреть с другого угла, допустить иную версию в том числе способствует лучшему видению индикаторов.

Вита, для меня это параллельный мир)
У меня версия тима появляется только тогда, когда я соберу все индикаторы. потом я могу предметно "прочесывать" текст по новой на поиск, например, индикаторов норм или минуса. но опять таки без привязки к тиму. но это вызвано тем, что если в отрывке есть несколько индикторов, то я один выделяю, а остальные могу проигнорировать.
Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь.
След.

Вернуться в Філософствуємо

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO