Определение аспекта информации
ссылка
Псевдоним писал:
---------------------------------
Прежде всего, хочу обратить внимание на необходимость правильного методического подхода к анализу. Первый принцип информационного анализа - правильное понимание основ информационного обмена. Как уже отмечалось, информация делится на аспекты искусственно. Вообще нет такой физической реалии как информация - информация имеет нефизическую природу и является (согласно Ермаку) метрикой взаимодействия, т.е. неким способом описать, координировать взаимодействие систем. Поэтому обречены на неуспех попытки вульгарного семантического подхода, когда каждому слову хотят сопоставить аспект информации. Точно также следует избегать крайности в желании "припечатать" определенный аспект намертво какому-то понятию. Например, поддерживаю Жуфркида, когда он говорит:...
но информация, которая может проявится, которая "покажет" наше "чего-либо" может принадлежать и другим аспектам. Так творческие возможности человека сводятся к тому, что человек может проявить себя в том или ином деле, он может нарисовать красивую картину(БС), развить науку(БЛ), стать прекрасным технологом(ЧЛ), актером(ЧЭ) итд., тоесть может поделиться с миром какой-то информацией.
И в этом месте хочется обратить внимание на второй методический принцип. Именно потому, что в зависимости от контекста высказывания или слова могут иметь разную аспектную нагрузку, нужно при анализе обращать внимание не на формальную, а на смысловую часть высказывания. Т.е второй принцип информационного анализа - выделяйте основной смысл. Эта смысловая часть в сообщении должна быть определена более-менее четко, иначе коммуникация не сотоится и будет иметь место то, что называют "бред". Бред - это коммуникация, в которой нельзя найти смысловую часть. Раз смысловая часть определена, значить можно довольно определенно найти в ней доминирующий аспект.
Теперь разберем вышеприведенную цитату Жуфркида:...Так творческие возможности человека сводятся к тому, что человек может проявить себя в том или ином деле, он может нарисовать красивую картину(БС)...
Для того, чтобы определиться с доминирующим аспектом в этом высказывании нужно найти основное смысловое послание. Представим, что кто-то говорит о том, что Вася может нарисовать красивую картину. На что здесь делается акцент? Рассмотрим варианты согласно Жуфркиду:
1. У Васи есть определенные способности (в денном случае - рисование). Т.е. Вася, как субъект проявляется так-то.
2. Васю можно использовать для определенной деятельности (в данном случае - рисование картин).
3. Информация о особенностях отображения пространства Васей на картинах
4... ваш вариант.
В зависимости от того какое основное послание, так и нужно выделять доминирующий аспект сообщения. Вот мой вариант:
1. ЧИ
2. ЧЛ
3. БС
И здесь очень важен третий и очень важный принцип информационного анализа - объективность. Это значит - не додумывать. Очень многое зависит от чистоты интерпретации исходного послания. Часто типировщики даже не отдают себе отчет в таком свойтве своего восприятия как способность искажать, неправильно интерпретировать информацию. Основной принцип правильной интерпретации прост - выбирайте наиболее правдоподобную интерпретацию, опираясь максимально близко на текст автора.
Не в качестве критики, но в качестве иллюстрации хочу отметить, что именно способ широко интерпретировать то, что я писал об аспектах привела к замешательству и непониманию у Жуфркида. Не нужно слишко далеко уходить от основной мысли послания, тогда не заблудитесь
Вот это и есть основные принципы информационного анализа.
Как правильно определить аспект?
ссылка
Эглит И.М. Информация. Аспекты.
Человек говорит или пишет, и информация, которую мы получаем от него, может быть отнесена к одному из 8 информационных аспектов, которые были описаны выше. Как правильно определить аспект? Нужно помнить, что для анализа не достаточно одного слова без контекста, так как слова многозначны. Значит, для анализа нам нужен целый смысловой контекст, по которому будет ясен смысл сказанного
Итак, мы выделили законченный по смыслу текст, например:
Жить вечно и не стареть и увидеть, что, наконец, будет с миром и с человечеством и чем все это кончится, и даже тогда не умереть, потому что ты бессмертный, а значит, это только у человечества все кончается, а у тебя будет что-то еще. В детские годы мне это казалось высочайшим счастьем. (http://www.mashina-vremeni.com/samovca.htm)
Следующий шаг: вы должны поставить вопрос: о чем этот текст? При ответе на данный вопрос, вы должны использовать одно из названий аспектов (или макроаспектов). О чем текст: об отношениях, об эмоциях, об объектах, о структуре, о комфорте, о силе (о границах), о возможностях, об изменениях? Фактически вы должны выделить главную мысль, суть этого послания. В данном случае человек говорит об изменениях (аспект БИ, ).
Еще пример:
Я люблю жить. Люблю просыпаться по утрам от прикосновения солнца, и чувствовать льняные простыни голой кожей, люблю свежий теплый воздух, прикосновения ветра. И вообще, моё восприятие, как я заметила, строится в основном на прикосновениях и, чуть меньше, на цвете. (http://zimu6ka.livejournal.com/)
О чем этот текст? – о пространственном соотношении (аспект БС, ). Напомню, что сенсорные ощущения – это взаимодействие двух поверхностей (границ): тела и другого объекта.
То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)