Определение аспекта информации

<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср май 09, 2012 11:02

Определение аспекта информации

Основные принципы информационного анализа
ссылка

Псевдоним писал:
---------------------------------
Прежде всего, хочу обратить внимание на необходимость правильного методического подхода к анализу. Первый принцип информационного анализа - правильное понимание основ информационного обмена. Как уже отмечалось, информация делится на аспекты искусственно. Вообще нет такой физической реалии как информация - информация имеет нефизическую природу и является (согласно Ермаку) метрикой взаимодействия, т.е. неким способом описать, координировать взаимодействие систем. Поэтому обречены на неуспех попытки вульгарного семантического подхода, когда каждому слову хотят сопоставить аспект информации. Точно также следует избегать крайности в желании "припечатать" определенный аспект намертво какому-то понятию. Например, поддерживаю Жуфркида, когда он говорит:

...
но информация, которая может проявится, которая "покажет" наше "чего-либо" может принадлежать и другим аспектам. Так творческие возможности человека сводятся к тому, что человек может проявить себя в том или ином деле, он может нарисовать красивую картину(БС), развить науку(БЛ), стать прекрасным технологом(ЧЛ), актером(ЧЭ) итд., тоесть может поделиться с миром какой-то информацией.


И в этом месте хочется обратить внимание на второй методический принцип. Именно потому, что в зависимости от контекста высказывания или слова могут иметь разную аспектную нагрузку, нужно при анализе обращать внимание не на формальную, а на смысловую часть высказывания. Т.е второй принцип информационного анализа - выделяйте основной смысл. Эта смысловая часть в сообщении должна быть определена более-менее четко, иначе коммуникация не сотоится и будет иметь место то, что называют "бред". Бред - это коммуникация, в которой нельзя найти смысловую часть. Раз смысловая часть определена, значить можно довольно определенно найти в ней доминирующий аспект.


Теперь разберем вышеприведенную цитату Жуфркида:

...Так творческие возможности человека сводятся к тому, что человек может проявить себя в том или ином деле, он может нарисовать красивую картину(БС)...


Для того, чтобы определиться с доминирующим аспектом в этом высказывании нужно найти основное смысловое послание. Представим, что кто-то говорит о том, что Вася может нарисовать красивую картину. На что здесь делается акцент? Рассмотрим варианты согласно Жуфркиду:

1. У Васи есть определенные способности (в денном случае - рисование). Т.е. Вася, как субъект проявляется так-то.
2. Васю можно использовать для определенной деятельности (в данном случае - рисование картин).
3. Информация о особенностях отображения пространства Васей на картинах
4... ваш вариант.

В зависимости от того какое основное послание, так и нужно выделять доминирующий аспект сообщения. Вот мой вариант:

1. ЧИ
2. ЧЛ
3. БС

И здесь очень важен третий и очень важный принцип информационного анализа - объективность. Это значит - не додумывать. Очень многое зависит от чистоты интерпретации исходного послания. Часто типировщики даже не отдают себе отчет в таком свойтве своего восприятия как способность искажать, неправильно интерпретировать информацию. Основной принцип правильной интерпретации прост - выбирайте наиболее правдоподобную интерпретацию, опираясь максимально близко на текст автора.

Не в качестве критики, но в качестве иллюстрации хочу отметить, что именно способ широко интерпретировать то, что я писал об аспектах привела к замешательству и непониманию у Жуфркида. Не нужно слишко далеко уходить от основной мысли послания, тогда не заблудитесь :)


Вот это и есть основные принципы информационного анализа.



Как правильно определить аспект?

ссылка
Эглит И.М. Информация. Аспекты.

Человек говорит или пишет, и информация, которую мы получаем от него, может быть отнесена к одному из 8 информационных аспектов, которые были описаны выше. Как правильно определить аспект? Нужно помнить, что для анализа не достаточно одного слова без контекста, так как слова многозначны. Значит, для анализа нам нужен целый смысловой контекст, по которому будет ясен смысл сказанного

Итак, мы выделили законченный по смыслу текст, например:

Жить вечно и не стареть и увидеть, что, наконец, будет с миром и с человечеством и чем все это кончится, и даже тогда не умереть, потому что ты бессмертный, а значит, это только у человечества все кончается, а у тебя будет что-то еще. В детские годы мне это казалось высочайшим счастьем. (http://www.mashina-vremeni.com/samovca.htm)

Следующий шаг: вы должны поставить вопрос: о чем этот текст? При ответе на данный вопрос, вы должны использовать одно из названий аспектов (или макроаспектов). О чем текст: об отношениях, об эмоциях, об объектах, о структуре, о комфорте, о силе (о границах), о возможностях, об изменениях? Фактически вы должны выделить главную мысль, суть этого послания. В данном случае человек говорит об изменениях (аспект БИ, [БИ]).

Еще пример:
Я люблю жить. Люблю просыпаться по утрам от прикосновения солнца, и чувствовать льняные простыни голой кожей, люблю свежий теплый воздух, прикосновения ветра. И вообще, моё восприятие, как я заметила, строится в основном на прикосновениях и, чуть меньше, на цвете. (http://zimu6ka.livejournal.com/)

О чем этот текст? – о пространственном соотношении (аспект БС, [БС]). Напомню, что сенсорные ощущения – это взаимодействие двух поверхностей (границ): тела и другого объекта.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср май 09, 2012 11:04

Проблема различения аспектов при типировании, и почему приходится задавать много дополнительных вопросов

ссылка
Я тут коснусь проблемы различения белого и черного аспектов в макроаспекте во время типирования.

Не всегда понятно, какой именно аспект обрабатывает человек, т.е. различить сущностный (черный) и отношенческий (белый) аспекты бывает очень трудно, поскольку информация по двум составляющим макроаспекта всегда переплетается, взаимнопроникает.

Приведу конкретный пример.
Представьте, что вы наблюдаете ситуацию (пример из жизни).
Отец объясняет дочери, что такое аккумулятор и как он заряжается. Расссказ примерно такой.
Есть батарейки, и есть аккумуляторы. На аккумуляторах написано rechargeabl, а на батареке написано do not recharge (значит, не перезаряжать). Заряжать можно только аккумуляторы. В аккумуляторе есть определенная емкость. Представь себе банку с водой. Ее емкость - литр. Может быть банка емкостью 3 литра. Когда банка опустеет, то ее можно снова наполнить водой. Так и аккумулятор заряжается. Если ты выльешь из банки половину воды, то можно ее снова долить водой. Но если аккумулятор не полностью разряжен, то его емкость уменьшается, поэтому его нужно тренировать. Тренировка: это разрядка и зарядка аккумулятора полностью. Разрядил, снова зарядил, вылили, снова налили, вниз, вверх. После тренировки его емкость восстанавливается.
Ребенок слушает весь этот рассказ "с открытым ртом", потом говорит: "Мне было так интересно, что я забыла, что хотела поесть".

Вопрос, на какую функцию попала информация ребенку?
В этом расссказе отделить ЧЛ от БЛ практически невозможно. Тут есть все: и свойства объекта (ЧЛ), и взаимосвязи, причинно-следственные связи (БЛ). По реакции ребенка видно, что информация явно попала на суперид (если не на эго). Т.е. было очень интересно, так, что обо всем забыла. Но по какой функции активнулся ребенок, по этому отрывку не поймешь. На что была такая реакция: на БЛ или на ЧЛ? Не понятно.

Кстати, это к вопросу о том, что в ШГС считают, определять ТИМ нужно по действиям, реакциям, а не по тому, что человек говорит. Вот реальная реакция, но как определить, куда попала информация?
Я бы попробовала выяснить, что же именно было интересно ребенку. Но беда в том, что дети обычно не могут точно понять это. Было интересно, и все. А взрослый человек смог бы покопаться в себе и все-таки отделить именно то, что ему было интересно: свойства объекта или взаимосвязи. Во всяком случае он смог бы более точно описать это "интересное", а эксперт уже разобрался бы с тем, о каком аспекте идет речь. Вот тут и нужен эксперт, чтобы правильно задать вопрос и правильно оценить аспект информации. И в результате мы получим более достоверную информацию, чем если бы просто наблюдали эту сценку.

В описанной ситуации реально принимали участие: ТИМ папы - ЭИИ, ТИМ дочери - ЭСЭ.
Папа приподносил информацию от своей ментальной БЛ. Т.е. если бы были точно записаны его слова, то мы бы услышали акцент на БЛ-ких связях. Поскольку записи нет, то мы можем предположить по модели, что озвучивание скорее всего несло больше нормативной информации по ментальной нормативной БЛ.
Дочь суггестнулась не на свойства объектов (ЧЛ), а на БЛ-кую информацию. Причем, заметьте, гюго забыла о еде Это явно - выпадение в витал, суггестия на лицо.
Естественно, если бы ТИМы не были уже определены, то мы бы так и остались в неизвестности относительно того, что именно так активировало ребенка. Но достаточное количество таких наблюдений (за взрослым или за ребенком) обычно дает нужное количество информации, чтобы более четко разделить аспекты и определить функцию.
Т.е. в принципе, наблюдениями можно обойтись. Обычно, определение ТИМа ребенка так и происходит - накоплением разной информации в виде наблюдений. Но процесс этот достаточно долгий. Во всяком случае для достоверности нужно много наблюдать. Если быть честным и не заниматься подгонкой.

А при определении ТИМа взрослого человека перед экспертами всегда стоит задача вот такого различения. И все их многочисленные дополнительные вопросы по типированию как раз и направлены на то, чтобы выяснить все эти нюансы, различить, что есть что. Потому что обычно ответы типируемых - это есть первоначальнаое описание ситуации (как я тут описала разговор отца с ребенком). Это только сырье для дальнейшего анализа.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср май 09, 2012 11:35

Статья на сайте Определение аспекта информации с примерами часто встречающихся случаев в практике типирования.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср май 09, 2012 11:59

Из книги "Определение соционического типа"

Каждому аспекту информации можно приписать определенный массив слов (аспектная лексика), который по смыслу попадает в данный аспект информации. Примеры можно прочитать выше в главе «Аспекты информации». Можно составить целые словари аспектной лексики. Но при этом нужно помнить, что множество слов в языке являются многоаспектными, и конкретное отнесение слова к определенному аспекту возможно только в контексте. Как же не запутаться в правильном определении аспекта информации? Например, есть сочетание «душевный комфорт». Было бы ошибкой отделить слово комфорт и отнести его к аспекту «сенсорика ощущений» (БС, [БС] ). Ведь душевный комфорт предполагает теплую атмосферу с приятным человеком. Это значение относится к эмоциям, к тому состоянию, которое испытывает человек во время общения с другом, любимым. А если это состояние, то аспект, к которому относится «душевный комфорт» - это «этика эмоций» (ЧЭ, [ЧЭ] ). Чтобы не совершать ошибок в определении аспекта информации, можно себя проверить, сделав шаг назад, то есть нужно вернуться к макроаспекту. «Душевный комфорт» - это пространство или энергия? Конечно энергия, значит, правильным определением аспекта будет этика эмоций.
Еще пример многоаспектного слова – деньги. Вот два предложения:
«Деньги – это средство обогащения».
«Деньги – это бумага определенного качества, с нанесенными на нее знаками».
Чтобы правильно определить аспект информации, делаем шаг назад. В первом случае речь идет о расширении границ жизненного пространства. Это «волевая сенсорика» (ЧС, [ЧС] ). Во втором случае речь идет об объекте и его свойствах. Это «деловая логика» (ЧЛ, [ЧЛ] ).

Нельзя определять аспект по тематике, которая якобы относится к определенному аспекту. Например, «Если речь о пище, то это БС». О пище можно говорить сквозь призму любого аспекта информации, например: об ощущениях и внешней эстетике блюда (БС, [БС] ); о вреде организму, о разрушении организма (ЧС, [ЧС] ); о том, какие эмоции вызывает блюдо, или как воздействует на тонус (ЧЭ, [ЧЭ] ); об отношении к любимой пище (БЭ, [БЭ] ); о том как правильно готовить блюдо (ЧЛ, [ЧЛ] ); о классификации составляющих элементов (БЛ, [БЛ] ); о возможностях, приобретаемых с приемом определенной пищи (ЧИ, [ЧИ] ); об изменениях, произошедших в результате приема пищи, или о временных периодах (БИ, [БИ] ). Поэтому еще раз обращаю ваше внимание, при определении аспекта информации, вы должны соотнести смысл текста с форм улировкой аспекта информации.

При определении аспекта обратите внимание, насколько лексика, которую использует человек, соответствует сути его речи. Так, об отношениях можно говорить логическим языком. Можно их классифицировать, строить теории и гипотезы, но все это будет – мышление логика об этике (точнее, об объекте "этика"):

На этой метафизической тождественности воли, как вещи в себе, при бесчисленном множестве ее проявлений, зиждятся вообще три феномена, которые можно объединить под общим понятием симпатии: 1) сострадание, которое, как я показал, является основой справедливости и человеколюбия, "каритас"; 2) половая любовь, прихотливая в своем выборе, "амор", - в ней заключается жизнь рода, и это делает последнюю более значительной, чем жизнь индивидуумов; 3) магия, к которой относятся животный магнетизм и симпатическое влечение. Итак, симпатию можно определить следующим образом: эмпирическое обнаружение метафизической тождественности воли, сказывающееся в физическом множестве ее проявлений, отчего раскрывается такая связь вещей, которая совершенно отлична от связи, обусловленной формами явления и мыслимой нами в виде закона основания. ( Шопенгауэр «Мир как воля и представление»)

Если, для выявления аспекта информации, мы зададимся вопросом, о чем этот текст, то правильный ответ будет такой: о классификации и определении симпатии (аспекты БЛ и ЧИ).
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср июн 13, 2012 13:02

Примеры неоднозначности в определении аспекта

ссылка

Идея
(деньги)...как вы к этому относитесь? Хватает ли вам денег или хочется еще больше?
Я всегда к этому относился спокойно, поскольку не ел с детства из золотой посуды. Нет, я, конечно, хотел бы родиться в Париже… Но, к сожалению, реальность такова, что я жил в разных условиях, когда денег не хватало. Когда я был студентом, то получал стипендию, на которую можно было максимум купить коробку конфет и подарить ее преподавателю. Сейчас я доволен своим материальным положением, но не говорю себе «стоп!» Зарабатывать необходимо, чтобы ты и твои близкие чувствовали себя уверенно. Вообще же я считаю, что на зарабатывании денег как на процессе циклиться не надо, от этого их больше не будет. Нужно, чтобы у человека всегда были идеи, как заработать – вот что главное. Будут идеи – будут и деньги.


Вот относительно идей, как зарабатывать деньги - интересный вопрос. Ведь идеи по сути относятся к ЧИ, но идеи могут быть ментальной ситуативной работой многомерной функции. например, идея, как сделать по-новому, будет творчеством в ЧЛ, а не в ЧИ. То есть само слово "идея" не должно сразу уводить в аспект ЧИ, а нужно смотреть контекстно, о чем идея. Но он не назвал ни одной идеи, потому мы оставим этот момент как непроясненный. То ли это был уход в ЧИ, то ли это многомерность в ментальной ЧС. Почему ментальной? Потому что задача сначала обдумывается, а потом приходит мысль о ее решении. И это можно назвать идеей (не важно, в каком аспекте думалось). Такие непроясненные моменты (если нет возможности уточнить) остаются под вопросом до тех пор, пока не выяснится размерность аспекта по другим отрывкам.


Доверие
Что такое доверие – это способность (ЧИ) или это открытость (ЧС)?
Доверять – это открываться другому.
Замечено, что люди с маломерной ЧИ часто заостряют внимание на доверии, для них это может быть очень важно. Одномерные ЧИ-ты не доверяют, потому что не знают, на что способен человек, потому что суть человека понимается по ЧИ: хороший человек или плохой, способен ли он на предательство, «не держит ли камня за пазухой». Приходилось даже слышать от ЛСИ такую фразу: «Как я могу кому-то доверять, я себе не доверяю». Таким образом, открыться или не открыться человеку (ЧС) зависит от того, насколько этот человек понятен (ЧИ) и представляет ли угрозу (ЧС). Я бы сказала, что доверие - это комплексное в аспектном смысле понятие.
Также можно связать понятие «доверие» с «верой». Довериться, значит, поверить человеку, а состояние веры по нашим наблюдениям свойственно маломерным функциям. Верят, когда нет информации, знаний, на которые можно опереться, вера безопорна. Обычно выбор верить или нет, стоит перед маломерными функциями. Одним из индикаторов маломерной функции является опора на веру, суеверие.
Когда человек расценивает что-то с точки зрения доверия, то нужно смотреть на аспект того, чему доверяют. Например, «он мне доверил важную работу» - аспект ЧЛ, «я ему не доверяю в отношениях» - аспект БЭ. Если оценка идет человека в целом: «ему нельзя доверять», - то ставим аспект ЧИ, как оценку сути.


Этика или логика?
"любовь должна стать причиной некоторых следствий, которые будут причинами очередных следствий и тэпэ"
Если брать обобщенно макроаспект, то это похоже на "время". События, влекущие за собой другие события.

Этика - энергетические состояния, логика - объекты. В данном тексте про энергетические состояния практически ничего нет, рассматриваются соотношения объектов - БЛ. "Соответствие объекта любви системе ценностей субъекта любви" - БЛ "в чистом виде", причинно-следственные связи - тоже БЛ (но может быть речь действительно шла о событиях, БИ,- здесь не так однозначно, согласен).
Также я бы обратил внимание на постоянное уточнения смысла слов: сначала "между - это значит, взаимная?" А потом ещё показаны разные варианты понимания словосочетания "вечная любовь". Это по ЧИ.
То есть, получается, уход из БЭ в другие аспекты.


Дизайн
Что же касается работы дизайнера, то Вы ошибаетесь, если думаете, что там все от БС зависит. Самая большая проблема сенсориков в ней, дюм в том числе - это придумать идею, сделать что-то оригинальное и понять, что хочет заказчик, потому что все это попадет на ЧИ. Ну и кроме того, если оценивают их работу, то это обычно попадает на ЧЛ - какой я профессионал, не зависмо от того, что работа во многом сенсорная. Сенсорика в дизайне только в видении форм и цветов. Потому многие дизайнеры - интуты, у них с фантазией как раз все в порядке. Стиль - понятие интуитивное. Стиль - это некий образ, передающий какую-то идею. Маломерные сеносрики могут одеваться стильно, но не сенсорно.


Профессионализм
В ЧЛ входит работа с объектами. Процессы - тоже работа с объектами. И вообще понятие труда, делания. Вот профессионализм относится к позиционированию себя как человека делающего что-то. И это тоже попадает на ЧЛ, не зависимо от того, что делается. То есть в разных масштабах нужно смотреть.

В общем смысле дело, труд, профессионализм оценивается по ЧЛ. Такие есть наблюдения. Человек, каким бы делом ни занимался, если говорят не о конкретных действиях, а вообще о его профессионализме, он воспринимает это по деловой логике. Например, скажи достоевскому, что он плохой профессионал, и ему это попадет на ЧЛ, какой бы профессией он ни занимался.
Но если мы будем рассматриваеть вполне конкретные действия, например, деятельность бухгалтера в подсчете всяких там балансов, то мы увидим, что в обработке такой информации участвует БЛ. Получается так: считает БЛ, а профессионализм бухгалтера все равно будет воспринят им по ЧЛ.
Или певец поет, использует сенсорику голоса и слуха, эмоции. Это обработка информации этой конкретной деятельности. А если певца оценивать как профессионала, или как лентяя, то ему это на ЧЛ попадет. То есть тут человек воспринимает себя как "один из тех, кто трудится", а не качество голоса или переданной эмоции.

Если бы человек просто мыслил: "я професионал или нет?", то он бы мыслил в области ЧЛ: насколько хорошо я умею делать по сравнению с другими делающими. Но когда он начинает говорить уже о содержании работы, то мы должны учитывать аспект той работы, которую он делает.


Факты
В Штурвале Калинаускаса факты - это Объектная Логика [ЧЛ]. Как в ШСС?

это зависит от содержания фактов, заключенной в них информации. Могут быть в соответствующем контексте отнесены к разным аспектам.
К любому, так как информация факта может проходить по любому аспекту.
Вещественные факты к ЧЛ, как например - температура кипения воды равняется 100 градусам (на уровне моря), исторические факты к БИ, например - примерно пол года назад состоялся наш первый концерт. Ну и так далее.


Контроль
понятия контроля относятся к ЧС... нет?

А это интересный момент. Бывают понятия, которые могут как нести аспектную нагрузку, так и являться "служебными". Да, контроль в понимании границ, защиты и так далее - к ЧС.
Но чувство неконтролируемости, неподвластности, неуправляемости также может проходить внутри другой функции (то есть являться энергетической реакцией, например, неконтролируемость событий, эмоций, отношений), и исходить из ее положения в модели. И тут мы точно должны определить аспект и понять, что это: управляющая эмоция или понятие в его обычном аспектном содержании (в данном случае ЧС).


Стабильность
Я подумала, что стабильность это достаток, когда у человека есть достаточно средств для существования и тд...

...желательно помнить, что многие понятия многоаспектны, и человек их может иначе понимать. Например, нестабильный как непредсказуемый. То есть лучше уточнить лишний раз.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Вт авг 07, 2012 18:06

О разных уровнях понимания и выделения аспектов

В модели мы постоянно встречаемя с фрактально повторяющимися свойствами. И чтобы не было путаницы, что есть что, попробую указать на эти моменты.
Когда изучаешь модель, то нужно помнить, что мы ее можем рассматривать на разных уровнях приближения (обобщения). При исследовании и обозначении свойств модели и ее элементов нам приходится пользоваться одними и теми же словами, потому что других у нас, в общем-то, и нет.
Получается такая картина: при изучении аспектного содержания всей информации, мы ее всю поделили на 8 частей (аспектов). И эти 8 аспектов охватывают ВСЮ возможную информацию, со всей возможной лексикой. Понятно, что лексика как отражение реальности тоже входит во все эти 8 аспектов. Часть лексики - однозначна и является как бы ядром аспекта, часть - многозначна и ее аспект мы можем определить только в контексте. Но в любом случае мы точно знаем, что ничего "не осталось за бортом". Получается, что бы мы ни обозначали, мы всегда пользуемся лексикой, которая уже имеет аспектную нагрузку. Но если нам нужно говорить не об аспектах, а о модели и ее элементах, о функционировании ее элементов, то все равно нам приходится использовать лексику разных аспектов.
Так, когда я говорю, о функционировании модели, о ее работе, то я пользуюсь лексикой аспекта ЧЛ, когда говорю, об энергозатратности функции, то пользуюсь лексикой аспекта ЧЭ, если говорю, что функции ограничены, то пользуюсь лексикой аспекта ЧС..

читать далее в статье Модель как слоеный пирог

---------------------

Fagott: БЛ и нормы, как отличить?

Одной из проблем современной соционики является сложность определения аспекта информации. Причин у данного явления много: многогранность смысла сказанного, особенности восприятия смысла, коммуникационные помехи и т.д.

Примером может служить ситуация, когда аспект информации понятия «норм и правил» определяется неверно. Тут основной причиной расхождения является тот факт, что правила могут быть с одной стороны нормами по самому аспекту информации, а с другой стороны могут быть систематизированным сводом указаний, постановлений и законов.

Причина данного явления проста. Для соблюдения норм по разным аспектам информации, выработанных обществом за тысячи лет существования, используется средства системы законодательства. Давайте рассмотрим законодательства по различным аспектам информации:
Согласно статье 8.2. КоАП РФ, выброс отходов в неположенном месте влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей, на должностных лиц — от 10 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В данном случае в статье КоАП РФ (а кодекс по своей сути – это определенная система) закреплена БСная норма.

За использование матерных слов в общественном месте могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей и даже арестовать на 15 суток. Нецензурная брань расценивается Административным кодексом РФ как «Мелкое хулиганство» (ст. 20.1).
Тут уже речь идет о норме БЭ.

Статья 128.1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию
А это зафиксированная в законе норма ЧИ. (Ложь и вранье – это искажение сути вещей).

А вот примеры, когда норма проходит по самому аспекту информации:
- Материться нехорошо!
- Почему?
- Так принято.
Ссылка на некий устоявшийся принцип, а не на статью закона.

Красиво то что правильно, там где правильные пропорции
Речь идет не о правилах дорожного движения и т.д. Конечно, если правила изобразительного искусства собраны в один учебник – это будут систематизированные нормы. И создание подобной системы будет проходить по аспекту БЛ. Но сами нормы, которые систематизируются, имеют корни в другом аспекте информации.

Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым?
Да. Законы формальной логики никто не отменял
И в конце вот пример нормы по аспекту БЛ.

В заключении хочу отметить, что самый простой способ отличить норму аспекта от ссылки на норму закона, это уточнить, на что человек опирается, когда ее озвучивает. Если он говорит, что так «принято в обществе», «все так делают», «это нормально», то можно смело отмечать обработку по аспекту информации самой нормы. Если же ссылается на законы, правила и другие систематизированные источники – тут уже все не так однозначно и просто.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Пн дек 17, 2012 14:50

О значении знания лексических ядер для понимания смысла информации (при определении аспекта)
wechsel_tm писал:
ссылка
Есть ряд фундаментальных вопросов в соционике, в числе прочих - основополагающих. Они задают практически всё самой своей постановкой.
Один из таких вопросов - это вопрос т.н. объективных аспектов, или аспектов объективного мира, а точнее относительно их существования. Иными словами - существует ли аспект во внешнем мире, как самостоятельная категория данных, или же возникает исключительно в момент восприятия информационного потока? Если ещё проще - существуют ли аспекты - улыбки, дельфина, летящего гвоздя и чернил для принтера.

В ШСС принята такая позиция, в рамках которой аспекты возникают лишь в момент восприятия информации психикой. Что означает буквально следующее - дельфин имеет тот аспект, в котором он был воспринят. То есть фактически любой из доступных. Это первый слой.

Второй слой - невозможно передать информацию при условии того, что её контекстное значение каждый раз будет при приёмо-передаче теряться и переопределяться заново.
Пример: - Ты капусту порубил?
- Бабок не дам, отвали.

Контекст первый, двулетнее растение, сельскохозяйственная культура. Контекст второй, в русском сленге — доллары. Контекст третий, бабки - пожилые женщины. Контекст четвёртый...

Наглядно?
Отсюда возникает необходимость повсеместного знания значения лексических ядер тех или иных понятий. Это гарантирует точность передачи основного пласта информации, без привязки к контексту восприятия. Это уже теория коммуникации. Это элемент декодера, закладываемого нам в психику на уровне культурной среды в которой мы живём.

Есть и третий слой, но о нём в другой раз. Разберёмся пока со вторым и первым. Итак, слой второй достаточно прост в своём наполнении. Есть тезаурусы и словари.
Секс - в широком смысле, деятельность особи, направленная на реализацию инстинкта размножения, продолжения рода. В узком смысле, совокупность психических и физиологических реакций человека, переживаний и поступков, связанных со стремлением проявить и удовлетворить половое влечение.
Широкий смысл независим от контекста и может быть передан в любую культуру. К какому аспекту можно отнести восприятие деятельности направленной на продолжение рода? Очевидно, что к ЧС. Больше никуда не подходит даже приблизительно.
В узком смысле - это как раз то восприятие, которое задаётся первым пластом и имеет множество подспудных (контекстозависимых) элементов. В таком смысле - это [С] [Э] . Соединение форм, ощущений, близости (физической, духовности), проникновения.

Таким образом. Убираем элемент физической близости и проникновения. Убираем и мысли на эту тему, рассуждения. Остаётся секс? Остаётся чувство притяжения. Этика остётся, но сексом это уже никто не назовёт. Уберём чувство притяжения, выражение отношения, оставим только физическую близость и проникновение. Можно назвать это нечто сексом? Вопрос риторический. Можно.
Оставим только проникновение. А теперь - это секс? Можно и более грубое слово для этого акта подобрать в таком контексте, но да, если сказать секс - тебя поймут.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Вс янв 13, 2013 14:50

Определение аспекта шутки


Когда мы определяем аспект смыслового отрезка, то нужно сначала ответить на вопрос: о чем этот текст, то есть нужно определить его смысл. В обычных текстах смысл вытекает из лексики слов, построения фразы и интонации. Обычно не сложно определить смысл сказанного, потому что и говорится так, чтобы этот смысл максимально дошел. Это цель говорящего.

Смысл шутки часто напрямую из смысла сказанных слов не вытекает. Юмор имеет свойство эмерджентности. Он складывается из сказанных слов плюс ассоциаций, которые должны возникнуть в голове слушателя. Во-первых, эти ассоциации возникли в голове говорящего, и они имеют свойство новизны (иначе кому это будет интересно?), во-вторых, говорящий должен донести так, чтобы у людей тоже возникли эти ассоциации. Откуда берется свойство новизны? Если кто-то играл в цепочки слов, то представляет, что можно соединить два несоединимых по смыслу понятия.
Как-то в программе «Прожекторперисхилтон» обсуждали, как Максим Леонидов написал песню "Девочка-видение". И Максим начал рассказ с фразы о том, что у него на дачном участке жил заяц. И вот вокруг этого зайца начались шутки юмористов. Что общего между зайцем и написанием песни? В обыденном восприятии - заяц может стать сюжетом песни. Но это совершенно очевидно (нормативно), тут нет ничего интересного. Можно их соединить вот так: заяц надиктовывает слова песни, приходит вечерком из лесу, чтобы надиктовать слова: «был обычный серый питерский вечер». И возникает картинка: вместо молодого человека по Питеру ходит в плохом настроении заяц, или, как он важно надиктовывает слова автору. Новый неожиданный образ, людям смешно. Особенно, если подать этот образ так, как изобразили это в передаче: с мимикой, жестами.

Получается, что удачность шутки зависит от того, как скомбинированы вместе понятия, какая образовалась новизна, какой новый образ получился. Это и есть ассоциативная интуитивная связь.

Чем отличается мышление интуитов? Тем, что у них образуются нестандартные ассоциативные связи. Стандартными связями мы пользуемся в обычной жизни. Для этого есть параметр норм в интуиции. Примеры стандартных смысловых (интуитивных) связей: кошка – дом, башмак – шнурки, карандаш – бумага, ночь – луна, волосы – расческа, загар – негр.
У многомерного интуита образуются нестандартные, новые связи. Давайте посмотрим на примере цитат из книг Макса Фрая:

"...судно из Куманского халифата, которое в настоящий момент имеет честь полоскать свою корму в водах Хурона."
«Полоскать корму судна», «корма имеет честь» - оригинальные, неожиданные словосочетания. Нормативные ассоциации с данными словами: «полоскать белье», «плещутся волны о борт корабля» (о корму судна), «имею честь представить вам…»

«…у меня появилась возможность как следует поскучать – редкая роскошь
Обычно скука является не роскошью, а тем состоянием, которое избегают.

«Сколько пороков в одном-единственном живом существе – вот это, я понимаю, совершенство
Оригинальная связь между пороками и совершенством.

«Несколько особо крупных камней с грохотом упали с моего сердца прямо под колеса нашего амобилера».
Устойчивые словосочетания в норме употребляются без изменений, именно в такой, неизменной, форме устойчивое словосочетание несет определенный смысл. В данном случае «камень упал с сердца» означает, что человеку стало легче, ушла тревога. Но если камень падает уже с грохотом и под колеса транспорта, то картина внезапно становится реальной, представляется, как настоящие камни сыпятся из сердца.

«…мои планы насчет официального дружеского визита в собственный дом рухнули бы окончательно».
Неожиданным является соединение обыденного (собственный дом) и высокопарного (официальный дружеский визит).

Интересны необычные сравнения, метафоры, используемые автором:

«…румяная лысина солнца скрылась за горизонтом».

«На протяжении всего пути мы не встретили никого, кроме нескольких одиноких телег, влекомых меланхоличными рогатыми менкалами. По отрешенным лицам возниц блуждали загадочные улыбки – куда уж там Джоконде! Эти загорелые Будды местного разлива явно ехали не по делам, а просто так, из ниоткуда в никуда».

Таким образом, многомерные интуиты (если есть вдохновение и настроение, для юмора все-таки нужно настроение) могут выдавать эти неожиданные для других связи, но при этом они учитывают ситуацию: для кого, с какой целью. Они должны предполагать, что шутка (эта новая связь) дойдет до слушателя, то есть вслед за ними слушатель должен воссоздать этот же образ. Итак, образ передан, а веселье - это результат новизны и необычности соединения.

Часто, чтобы создать эту ассоциативную игру, интуиты используют многозначность слов. Это более продвинутый уровень. Например, в шутке с зайцем, который надиктовывает песню, нет никаких подтекстов. Но бывают шутки, где основные слова, создающие образ, имеют не один, а несколько смыслов, и шутка образуется только под определенным углом понимания. А иногда разные образующиеся смыслы сами становятся противоположными, что и создает ситуацию новизны и комичности. Например, многие шутки Козьмы Пруткова построены на этом эффекте: "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим". Здесь противоречие в том, чему не верить: тому, каких видишь зверей, или тому, что написано. Это противоречие создает комический эффект.

Умение сказать так, чтобы быть двояко понятым, и чтобы человек сам выбирал, что ему сказали - это творчество по интуиции возможностей. Многомерный интуит замечает смысловой подвох, маломерный обычно изначально видит только одно толкование (правильное, если это норма, или такое, как индивидуально понял, если это одномерность) и начинает вести разговор с опорой на этот смысл. А потом бывает весьма удивлен или разочарован, если ему вдруг указывают на непонятый им смысл. Тут я не имею в виду особую группу людей, которые всегда излагают мысли сумбурно, потому что просто не следят или не умеют выражать свои мысли, чаще всего это признак витальности или особого наполнения ЧИ.
У интуитов их ассоциативные связи работают быстро, ответ как бы появляется сам собой. А маломерные интуиты часто не сразу могут воссоздать у себя такие связи, тогда шутка им не понятна. Им не хватает гибкости (многомерности) образования таких связей. Особенно большие проблемы в понимании шуток у одномерных ЧИ-тов. Я бы сказала, что лучшими ценителями могут стать именно многомерные интуиты, потому что они не только по достоинству оценивают новизну (или отсутствие таковой, соционически - ситуативность), но и могут включиться в игру, ищут еще более интересную ассоциацию. И если несколько таких остряков соберутся вместе, то все остальные, как говорят, лежат под столами. Одномерные интуиты тоже ценители интуитивного юмора, но как те, кто восхищается и стремится к подражанию.

Тут я хочу заметить, что уровень глубины/поверхностности шутки включает в себя не только само умение найти новые ассоциативные связи, но и уровень развития или глубину интересов самого человека. Для выявления размерности интуиции нужно все-таки смотреть на новизну ассоциации.
Именно потому, что соединение смыслов в юморе нестандартное (соционически ненормативное) я считаю, что создание новой шутки - это параметр ситуации в интуиции, а потому отказываю сенсорикам в этом удовольствии. Они если и соединят что-то необычное, то методом нечаянного попадания, но не сознательно.

Возникает вопрос, а как шутят маломерные интуиты, то бишь сенсорики? В упомянутой передаче видно, что Светлаков просто красочно описывает сенсорные виды: заяц титьками играет (играют титьками, то есть мускулами, мужчины, это демонстрация владения мышцами, то есть своей мужественности, это аспект ЧС). Еще один прием: запоминание удачных шуток и повторение их в компании, чтобы повеселить. Рассказы анекдотов не к месту, а просто так, для смеха - это не творческое использование этого рода юмора. За интуитами наблюдаю использование анекдота - в тему, тогда и бородатый анекдот смешон, потому что смеются не над самим анекдотом, а над создавшейся новой ассоциацией, опять есть новизна - признак третьей размерности. Часто маломерные интуиты грешат тем, что шутят просто направо и налево, чтобы было веселое настроение, они не чувствуют перебора. Еще примеры сенсорного юмора - черный юмор: "Косточка к косточке, звездочки в ряд. Трамвай переехал отряд октябрят". Ассоциации возникают только в области сенсорики.
Пример сенсорного юмора - мультфильмы, в которых гвозди в голову, отрезание, отрывание конечностей и т.д., "Том и Джери" у нас был, наверно, первым представителем такого юмора.
Таким образом, юмор сенсориков существует, но он основан на создании новых сенсорных образов.
Эглит И.М.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Вита

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 16636

Зарегистрирован: 30.11.2009

Откуда: Киев

Сообщение Вт янв 06, 2015 13:03

Понятия воли и ответственности

Ёлочка писал(а):Волю ( в словосочетании "сила воли") мы рассматриваем как способность противостоять УЭ маломерных функций. Если смотреть с точки зрения аспекта, то это тоже скорее всего энергетическое состояние, своего рода управление, но другого уровня, это то состояние, которое человек сам вырабатывает в себе в противовес УЭ, заложенным в его психику. Мы называем ее силой, но фактически это энергия, потому что это не физическая сила, но психическая.


ссылка
Ёлочка писал(а):Если человеку удобно быть зависимым, то что-то его толкает к этой зависимости. Он сам не выбирает. Он просто принимает ту форму, к которой его подталкивает окружающая среда. То есть есть какой-то механизм (какая-то сила), склоняющий человека к зависимости.
Допустим, есть две силы: притяжения и отталкивания (только они и существуют, исходя из каббалы), при этом сила притяжения оказывается по какой-то причине более сильной. Силы отталкивания нет, сила притяжения (удовольствие) есть, человек - залипает. Чтобы отлипнуть ему нужно заменить внешнюю (отсутствующую) силу отталкивания. Создать в себе ее самостоятельно. Он включает свою силу - волю, и создает момент отталкивания, уравновешивая две силы. Так воспитывается воля человека, возможно так формируется новая сила, та которая возьмет на себя управление, если отключить управление извне.
Если у человека нет силы воли для отказа от удовольствия, то он не в состоянии собой управлять.
Сила воли формируется, когда он осознает пагубность "хочется" и выбирает отказ от него.

Или обратное движение. Если делать что-то "не хочется", то есть работает сила отталкивания, а человек ей противостоит и делает то, что нужно. То есть он в себе вырабатывает силу притяжения, которой не хватает.

Получается, что сила воли - это тот механизм, который уравновешивает обе силы, но он формируется в самом человеке. И выбор в этом он делает сам. Возможно, это и есть свобода выбора.

Получается, когда мы себя заставляем что-то делать, когда воспитываем в себе "надо", то мы развиваем одну грань воли. И это у человечества весьма успешно получается - заставлять. Когда мы ограничиваем себя в удовольствиях, то воспитываем вторую грань воли. Для этого человечеству дана туча соблазнов: сигареты, наркотики. Ну и по мелочи, всякие суггестивные залипания.
Это и есть преодоление, которое, как известно, необходимо для развития.

И кто после этого скажет, что все не идет своим чередом? И что любая ситуация дана только на благо и на развитие человека?

Поэтому воля никак не связана с ТИМом, в смысле с аспектом ЧС. Воля - это один из уровней развития человеческого Эго (Я). А модель - это только та форма, те условия, которые заданы (игровая площадка) для развития воли.



Вита писал(а):Так как у понятия ответственность несколько значений, давайте рассмотрим их.

Ответственность как внутреннее ощущение.
То есть как уверенность, как чувство своей способности, готовность принимать результат, и так далее - может говорить о возможной многомерности функции:
Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.


Но тут важно видеть именно уверенность, спокойствие, отсутствие паники, страха, чувства вины, неуверенности, энергозатратности. Так как взвалить на себя ответственность может и маломерная функция, но это будет сопровождаться соответствующими УЭ, о которых я сказала выше.

Говоря об ответственности как о внутреннем ощущении, нужно упомянуть и о том, что она может служить ограничению определенной области. Если человек рассматривает понятие ответственности через сужение, отделение области его ответственности, это может говорить о витальности функции, также это может быть присуще работе плюсовой функции.

Ответственность как внешние последствия.
Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.

В этом значении уже все зависит от того, какие последствия понимаются. К примеру, материальная или уголовная ответственность - ЧС, ответственность в смысле влияния на последующую судьбу - БИ, и так далее.

Ответственность - необходимость терпеть ущерб, в случае невыполнения взятых на себя обязательств.

Тут аналогично. Все зависит от конкретного аспектного содержания ущерба.
<<

Вита

Аватара пользователя

*ШСС: ЭИИ*
*ШСС: ЭИИ*

Сообщения: 16636

Зарегистрирован: 30.11.2009

Откуда: Киев

Сообщение Ср фев 24, 2016 12:17

О БС
ссылка

Когда сенсорик смотрит на пространство, он видит все, не только объекты с их границами, но и расстояние, и взаимное расположение. А расстояние (протяженность, глубину), то есть то, что мы и называем пространством, появилось, как написано в книге, только с наличием границ. Вот расположение объектов в пространстве, то есть расстояние до других объектов с их границами, пропорции этих расстояний, протяженность и формы (границы) самих объектов, могут выглядеть гармонично или нет (то же золотое сечение). То, что воспринимается психикой как гармоничная протяженность, расстояние, форма - и люди называют красотой, потому что это вызывает позитивные УЭ. Не знаю, почему. Возможно, этот связано с каким-то кодом Создания. Это программа. Она просто есть. Сенсорики, которые занимались архитектурой, живописью, видимо, обнаружили эти закономерности, и отразили их в своих произведениях.
Почему не воспринимаются произведения всяких там кубистов и других авангардных течений как гармоничные сенсорно? Потому что они нарушают природную гармонию (код). Это может вызывать интерес, любопытство, еще какие-то чувства. Но только не эстетические чувства красоты. Фактически это идеи, а не сенсорика.

Вернуться в ЗБІРНИКИ ЗА ТЕМАМИ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO