Определение ситуативности
По поводу различения ситуативного решения и повторения опыта - это серьезный вопрос, с которым вот так одним ответом не разберешься. Я, конечно, попробую показать дорожку. Но только получение нужного опыта покажет Вам, что происходит при различении.
Это вопрос хорош уже тем, что поставлен. Тот, кто хочет различать, должен понимать, как происходит различение. Понятно, что мне тоже стало интересно, а как же это получается, то есть ЧТО ТАКОЕ ВИДИТ ИЛИ СЛЫШИТ ТИПИРОВЩИК, КОГДА ОТЛИЧАЕТ ОПЫТ ОТ СИТУАТИВНОСТИ. И для ответа на этот вопрос нужно было внимательно проследить за самим процессом восприятия типировщикм информации.
Если бы ситуацию с солонкой мы просто наблюдали со стороны, то мы бы НЕ различили опыт и ситуативное решение. Почему? Потому что мы не знаем на самом деле что это было: новое ситуативное решение, или повторение опыта за кем-то (внешне они выглядят одинаково). Почему мы этого не знаем? Потому что мы не являемся исполнителем и не знаем, видел ли он такое раньше. Соционическим языком - мы не знаем наполнения (историю опытов) этого человека. Мы не можем ему влезть в голову и посмотреть, был ли такой опыт прежде.
Но если у нас есть возможность спросить, то мы могли бы выяснить этот момент. Ага, получается, что сам человек знает больше нас, наблюдателей, и все-таки нужно у него самого узнавать его опыт, его наполнение (это к вопросу о типировании по поведению, заодно). А вот когда мы начинаем спрашивать человека, то нам нужно знать, что именно спросить, что выяснить. В данном случае нам бы нужно было выяснить, как человек пришел к такому решению, как он думал. Это уже типирование по мышлению, что мы и делаем в типировании все время.
Далее идет следующая задача, по тому, что человек расскажет, определить размерность. А вот тут уже индикаторы вам в помощь. Человек в процессе речи передает некий смысл. Но есть смысл сказанного и смысл сопровождающей сказанное формы. Я задумалась, как мы отличаем ложь от правды, как мы отличаем, на самом деле человек знает или только демонстрирует, как мы отличаем приукрашивания? Ведь это очень важно. И типировщик каким-то образом все эти попутные смыслы тоже считывает. Если он считывает, то можно найти то, что он считывает, и формально классифицировать: какие знаки подает ему человек. Те, кто определяют ТИМ очно, видят эти знаки в виде теложвижений, интонации, мимики и пр. Об этом писала Татьяна Николаевна в начале темы. Но не привела подробного списка соответствий. Эти знания как бы неявные. Их проще передавать в виде практических демонстраций. Например в процессе тиирования просто сказать: видите, этот человек явно неуврен. Хотя можно было бы и составить список всех указателей.
Но что делать типировщикам, которые не видят типируемого? Они фактически теряют массу информации, на которую опираются в очном типировании. Вот для них я составила список речевых индикаторов, которые указывают практически на то же самое, что видят при очном типировании глазами.
Итак, типировщик получает не только рассказ типируемого о событии или о том, что он думал, но и сопровождающую информацию о качестве обработки. И вот эта сопровождающая информация бывает более достоверна, нежели самомнение человека. Она есть всегда. Люди не замечают, как несут эту сопровождающую информацию вместе со своей речью.
Итак, что мы имеем?
1. наблюдение за тем, что произошло
2. вопрос типировщика, который задан так, чтобы типируемый ответил, осветил нужное типировщику место своего мышления.
3. ответ, содержащий как мысль типируемого, так и сопроводительную информацию, которая дальше уже рассказывает типировщику о параметрах обработки и т.д. Именно сопроводительная информация станет самой достоверной, потому что не контролируется типируемым.
Как типировщик узает, что это было ситуативное решение? Когда он увидит, что у типируемого включилось ситуативное мышление по аспекту. Ситуативное мышление предполагает проявление целой сети связей между элементами, из которой вычленяется нужный элемент, как самый подходящий к данной ситуации (по любому аспекту информации: сеть связей по БЭ, сеть связей по ЧИ, сеть связей по БС и т.д.). Например, с точки зрения деловой логики была бы "включена сеть": свойства объектов, которые могут сушить и подходят к этой ситуации: тряпки, салфетки, нагревание, выдувание, материал требующий сушку, размер отверстия, размер того, чем можно в него попасть, что есть под рукой... Например, салфеткой высушить было бы быстрее и проще, но при условии доступности внутренней поверхности солонки (завист от ее формы). А феном удобнее при условии недоступности части поверхности. Вот только что я показала ситуативность, я назвала определенные условия. Ситуативное решение не только видит несколько вариантов, но всегда привязывается к конкретному условию, а не висит в воздухе как один из вариантов. То есть тот, кто решает ситуативно, должен иметь весь набор сведений об условиях. По этике это было бы так: не просто подружить одного с другим, а ... (дальше Вы уже сами догадываетесь). Почему многие ошибаются, приписывая себе многомерность функции там, где ее нет, считая, что если они перечисляют много вариантов, то это уже ситуативность. Нет, ситуативные варианты - это варианты в ситуациях, а не "может быть так, и эдак и разэдак". Вот видите, получается, что для того, чтобы выявить ситуативность нужно как минимум хорошо понимать, что это такое, а не иметь некие общие представления. А чтобы понимать, что это такое, нужно сначала серьезно изучить имеющиеся материалы по размерностям. То есть, чтобы знать, как различать, нужно понимать, а что именно вы различаете и ищите. И вот это "что именно" нужно освоить. А тут предлагают просто так показать такое различение.
А теперь ответом на вопрос является: тот, кто опирался на опыт в своей речи может напрямую сказать, что он такое видел, тогда и вопросов больше нет; может произнести какую-то речь, в которой себя похвалит или погордится собой и выдаст индикаторы суперида; может рассказать о том, что он всегда находит какие-то оригинальные решения, но не покажет при этом ситуативности (а мы не поведемся на его бахвальство); может еще много чего рассказывать, но пока он не выдаст информацию с индикаторами ситуативности, все это будет считаться опытом. И пусть таких опытов у него будет вагон и маленькая тележка.
При этом нужно помнить, что все функции обладают опытом, потому решение от опыта возможно от любой функции. А вот решение по ситуации возможно только от ситуативной функции.
То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)