Нормативные функции, их работа и определение

<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 09:57

Нормативные функции, их работа и определение

Определение нормативности

ссылка
При типировании происходит следующим образм, человека спрашивают о чем-то, а он говорит, ссылаясь на авторитет, мол, так учили, так сказал такой-то, так пишут в прессе и т.д. То есть фактически типируемый как бы снимает с себя ответственность за свое мнение и перекладывает его на социум, который уже выработал определенный ответ на этот вопрос. Это есть признак работы нормативной функции.
К какому бы кругу не принадлежал человек, его норматиная функция будет опираться на общепризнанное в его круге. Например, он может сказать, что у нас в семье принято так. Или я читал вот таку-то литературу и нашел там такой ответ. Например, сейчас большое распространение получила эзотерическая литература, и люди черпают новые нормы в ней. Тот, кто относится к какой-то религиозной конфессии, черпает там нормы и т.д. Это не сложно выяснить. Важно, что он ссылается на авторитетный для него источник. Когда человек ссылается на такой авторитетный источник, то обычно становится ясно, где он черпает нормы.
Многие думают, что индикаторы просто добавили новое в описания ТИМа, новые характерные черты. На самом деле описания ТИМа вообще исключены из рассмотрения при определении ТИМа по модели. Есть только способы обработки инофрмации каждой функцией, блоком, суперблоком.
В этом смысле представитель ТИМа "жуков" может быть хоть убийцей, хоть гением, мы будем рассматривать только размерности, знаки и тальность.
Если есть творческое применение логики, то есть выход за рамки нормативных шаблонов, ситуативное использование логики, значит - это трехмерная логика. Если он структурирует по шаблону, так, как учили, то не выходит за рамки норм. Если он находит новые логические взаимосвязи, новые способы построить структуру, то это творческая логика.
Есть довольно устойчивые договоренности, которые так или иначе все общество принимает. Вы же не станете спорить с тем, что общепринято 2+2=4? И сколько см в метре, и какой цвет считается синим, и что есть правила орфографии, и что в государстве есть законы, и что есть правила приличного поведения, и что есть определенные правила гигиены и т.д. Но есть некие договренности более локальные, внутри определенных групп людей, например, Эмо одеваются определенным образом - это их нормы. В одном социуме одни правила гостеприимства, в другом иные, у немцев люди склонны соблюдать порядок на улицах и в помещениях, а у русских, украинцев нет такой склонности и т.д.

Типировщику проще определять нормы, если он живет в этом же социуме. Но на самом деле методика позволяет определять нормы у любого человека, так как смысл не в том, что типировщик их должен знать, а в том, что он должен отмечать любые ссылки на то, что общепринято, в разных формах



ссылка
По определению нормативная (двухмерная) функция использует нормы в любой ситуации, даже когда применение норм - слишком узкое и негибкое решение в конкретной ситуации. Одномерная функция использует только свой прежний опыт, даже норм не использует, а если и использует, то методом тыка, не зная, что получится, и как реагировать, если не получится.
Ситуативность же трехмерной функции - выход за рамки норм. (Ермаку не нравится эта фраза, но я не знаю, как иначе пояснить). Т.е. ситуативная приспосабливается к каждой конкретной ситуации. Если тут нормы нужны: использует их, а если нужно выйти за рамки шаблонов, норм, то выходит.



ссылка
Характерный признак нормативности: опора на то, как принято в социуме, как считает большинство, как признает большинство, как НАДО. Негибкость в этом аспекте. Стремление все ситуации решить проторенным путем норм. В нормы в том числе входит и то, как научили. Потому что учат тому, что принято.
Нормативная функция не может творить, выйти за рамки норм, применить в ситуации гибко, выйти за рамки этих норм.
Теперь это все нужно найти в каждом аспекте.
В БЛ - нормами являются правила (инструкции и т.п.), логическое мышление в рамках тех правил логики, которы усвоены, последовательное мышление, ссылка на авторитет. (от норм нужно отличать опыт, приобретенный во время обучения - еще та задачка)
В ЧИ нормативным является понимание сути (возможностей) так, как научен, как принято в обществе. Например, понимание сути произведения, так, как учат в школе, вера в гороскопы, потому что другие верят, доверие суевериям, приметам, потому что люди считают, что это "работает", определение качеств человека не путем понимания его сути, а по каким-то признакам, которые приняты в обществе.

Отличие одномерной функции - всегда ее индивидуальность. Одномерная функция может знать нормы, но не желать им следовать, потому что не доверяет, или не хочет, или не нравится или еще бог знает по каким причинам. Она опирается только на свой опыт, и только ему может верить. Часто одномерная функция мыслит неадекватно (странно с точки зрения даже нормативной, своеобразно, оригинально). Одномерная суггестивная звучит: я так хочу, по детски.

Двухмерная витальная функция имеет свои индивидуальные нормы. Тут на нормативность накладываются признаки витальности: свои индивидуальные интересы, для себя (что часто мешает отлиичию от одномерной суггестивной), а также звучит напрашивание на похвалу (невольное, незамечаемое самим человеком). Индивидуальные нормы могут быть такими же, как и ментальные, но как бы переработанные для собственного пользования. Тоже звучит негибкость и упертость нормативной. Вот она себе наприобрела каких-то норм и опирается на них, ей так удобно и привычно.
Т.е. индивидуальность самого витального суперблока накладывается на индивидуальность одномерной суггестивной и двухмерной активационной функций. И может быть спутана с индивидуальностью одномерной ментальной функцией. Вот столько всяких пересечений и наложений, которые нужно распутать.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:00

Если человеку дают вопрос на нормы, то ответы могут быть такие:

1. Согласен с нормой, никаких возражений - норма есть
2. Согласен с нормой и дополняет другими нормами или пересказывает норму другими словами - норма есть
3. Не согласен с данной нормой, но предлагает взамен другую нормативную трактовку - норма есть.
4. Согласен с нормой, но показывает, что не может ее применить, не всегда понимает, как ей следовать - одномерность.
4.1. называет нормы, но на практике не умеет применять - одномерность
5. Выдвигает свой заменитель нормы. При этом обычно остальные нормы как бы игнорирует (не понимает, не может точно оценить) - одномерность.
6. Не согласен с нормой и не может пояснить почему - одномерность.
7. Затрудняется с какой-либо оценкой: ни да, ни нет - одномерность.
8. Перечисляет собственный опыт как пример совпадения с нормой ("у меня такое было"), но не звучит обязательность ("так должно быть") - одномерность.
9. Не согласен с нормой из-за ее негибкости, жесткости, при этом показывает, что норма применима - ситуативность
10. Согласен с нормой, но показывает выход за рамки нормативного мышления, то есть норма является только одним из варантов реагирования - ситуативность.
11. Не согласен с минусовой нормой - функция имеет знак плюс, размерность необходимо определять в плюсовой зоне.

(Определение соционического типа. с. 216):
Приведенные ниже нормативные высказывания могут быть использованы типировщиками при определении ТИМа в качестве исходного материала для выявления размерностей функций. Типируемому предлагается список нормативных высказываний (выбор аспекта и количества высказываний на усмотрение типировщика) и предлагается прокомментировать их. Наблюдаемые закономерности:
  1. Комментарии от одномерных функций:
    1. незнание подобных норм,
    2. знание о существовании подобных норм, но выражение несогласия с необходимостью подчиняться нормам, выполнять нормы,
    3. возможно непонимание норм,
    4. возможна индивидуальная интерпретация нормы (свое субъективное толкование, несовпадающее с общепринятым),
    5. перевод данной нормы в норму другой функции .
  2. Комментарии от двумерных функций:
    1. знание о существовании подобных норм,
    2. согласие с данными формулировками,
    3. несогласие с формулировкой, пересказ другими словами, но фактическое согласие,
    4. замена (или дополнение) данной нормы другой нормой.
  3. Комментарии от многомерных функций:
    1. знание подобных норм,
    2. согласие с нормами,
    3. стремление выйти за рамки узких нормативных представлений,
    4. показ ситуаций, где данные нормы не уместны .

При использовании нормативных высказываний в практике определения ТИМа нужно помнить, что некоторые нормы могут охватывать не один аспект информации, либо пониматься типируемым в ином аспекте, нежели предполагает типировщик. Например, норма «Нельзя смеяться за столом во время еды», может быть прокомментирована так: «да, потому что можно подавиться». Это аспект ЧС – угроза жизни, нарушение целостности тела.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:16

Внутреннее ощущение нормативной границы

Вот я сейчас подумала, что нормативность именно по границе можно выявлять, у нее есть линия, за которую нельзя выходить. И человек и должен чувствовать эту линию.
Вот линия в ЧЭ чувствуется как - выскочил из какого-то нормального состояния, вдруг ощущаешь какое-то несоответствие. Это очень быстро, происходит, но ты как бы себя одергиваешь и делаешь шаг назад. Причем не имеется в виду, что смеяться нельзя. Нет, все можно, только во всем есть мера. Вот пока все ржут, то и тебе можно ржать. Но если у всех затихает эмоциональное состояние, то тебе ржать уже неприлично. Ну, то есть вот эта граница задается каждый раз оглядкой на общее состяние.

В ЧИ свою границу я так ясно не ощущаю, может из-за того, что это витал. Но я очень ясно чувствую, когда кто-то выходит за рамки моего восприятия по ЧИ, когда инфа как бы переливается за край. И еще я очень хорошо ощущаю, когда кто-то вдруг рушит эти границы, это очень болезненно. То есть мои границы в ЧИ - это что-то похожее на твердый фундамент понимания. Вот как только это понимание колеблется, мне плохо. Колеблется оно из-за того, что кто-то ножки подпилил неуважением к этому смыслу, противоречием, разрушением смысла. Или когда моего фундамента явно не хватает, чтобы вобрать больше. То есть я бы сказала, что сама я никуда не выхожу за рамки... Но чувствую эти рамки, если другие их рушат.

Выход за рамки норм чувствуется как: "кажется меня занесло", одергивание себя, тормоз, восстановление нормального "уровня шума". Всегда есть оглядка на других, как они воспринимают твои эмоции. Если по лицам не видишь каких-то реакций, которые бы показали, что "что-то не так", то продолжаешь, если хоть что-то подозрительное появилось, тут же сбавляешь газ. Скорее всего это именно вот это постоянно ориентирование на других (ф.3), сканирование их ответных эмоциональных реакций, стремление не выйти за рамки "приличия". Если такой выход получился - внутри появляется чувство неловкости.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:19

Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:51

Списки возможных норм по аспектам

ЧЛ
Из некачественного сырья/деталей нельзя создать качественную вещь.
Вещи (продукция) должны быть качественными.
При работе надо строго соблюдать технологию изготовления.
Хороший работник — тот, кто делает не хуже чем все. Вариации: компетентен в круге своих обязанностей; сдал соответствующий квалификационный экзамен и т п.
На работе нужно работать.
«От работы кони дохнут».
«Всех дел не переделаешь».
«Глаза боятся, а руки делают».
«Под лежачий камень вода не течет».
«Без труда не выловишь рыбку из пруда».
«Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня».
«Делу время, потехе — час».
«Не бравши топор, избу не срубишь».
«Дело мастера боится».
«Работа не волк, в лес не убежит».

БЛ
Нужно придерживаться последовательности в мышлении.
Изложение должно быть последовательным.
Нужно следовать правилам, законам.
Люди должны выполнять законы.
Суд должен быть справедливым.
Нужно быть справедливым.
У каждой вещи должно быть свое место.
Если хорошо учится - умный, если плохо учится – глупый.
Не должно быть противоречий.
Ссылка на нормативные, справочные издания.
Опора на авторитет.
Ссылка на количество полученного образования, дипломов и т. д.
Необходимо выполнять инструкции.

ЧИ
Люди делятся на хороших и плохих.
Понимание бывает правильным и неправильным.
У каждого есть свой талант, нужно только его найти.
Не каждый должен быть талантом.
Обязательно есть какая-то цель (смысл).
Нужно "зрить в корень".
Нужно, чтобы люди понимали друг друга.
У всех есть недостатки.
Нужно принимать человека таким, как он есть.
Надо всем говорить только правду.
Если человек не показал себя как плохой, значит, он - хороший.
Все должно быть объяснено.
Во всём есть свой смысл.
У каждого чела есть свои "тараканы".
Врать нельзя. У лжи - короткие ноги.
Какая есть - назад не влезть.
В любом произведении искусства должна быть идея, смысл.
Человек имеет право на свои странности
«Выше себя (головы) не прыгнешь».
Таланты даются свыше (Богом).
Чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть
«Лучшее — враг хорошего».
«Нет пророка в своем отечестве».
Рекламе верить нельзя.
С возрастом приходит мудрость.
Талант везде пробьет себе дорогу.
«Нет худа без добра».

БИ
Всё будет хорошо.
Все, что ни случается — к лучшему.
Тише едешь - дальше будешь (касается вождения авто) (и ЧС).
Опаздывать неприлично (нужно приходить вовремя).
Ждать опоздавшего нужно не более 15 минут.
Если опаздываешь, нужно предупредить заранее.
Кто что у своей судьбы просит, тот то и получит.
«Всему свое время»
Со временем все меняется («Все течет, все изменяется»).
«Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет».
Каждый — хозяин своей судьбы.
Доверие к гороскопам.
Не говорить о своих планах, чтобы не сглазить.
«Время — деньги».
Нужно думать о завтрашнем дне.
«Утро вечера мудренее».
Раньше все было лучше (больше, жирнее, толще).
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
«Время лечит».
«До свадьбы заживет».
За интересным занятием время летит быстро.
«Пути господни неисповедимы».
«Делу — время, потехе — час».
«Лучше поздно, чем никогда».

ЧС
Нельзя брать чужое.
Нельзя влезать без очереди.
Нужно защищать близких.
Нужно защищать Родину.
Нужно защищать слабых.
Лежачего не бьют.
Мужчина отвечает за безопасность женщины, семьи, детей.
Нужно избегать опасных мест (темные подворотни и т.д.).
Нужно уметь постоять за себя.
Мужчина сильнее женщины.
Мужчина – кормилец.
Если тебе нанесли удар, обязательно надо дать сдачи.
Нельзя попустительствовать нарушению своих прав, обидчиков надо наказывать.
Надо требовать соблюдения своих границ.
Нельзя позволять себе нарушение чужих границ.
В случае агрессии в твой адрес нельзя сдаваться, нужно стоять до конца.
Нужно напасть, чтобы на тебя не напали первыми (лучшая защита — это нападение).
Дисциплина — обязательна.
«Око за око, зуб за зуб».
«Своя рубашка ближе к телу»
Подчинение младших старшим.
«Кто не кормит свою армию, будет кормить чужую».
Не превышение меры защиты.
Право хозяина — хозяин прав на своей территории.
Настоящий мужчина слабости не показывает.

БС
Нельзя сочетать несочетаемые цвета.
Серый цвет подходит пркатически ко всему.
Горизональный рисунок полнит, вертикальный рисунок стройнит.
Цвета сумки, обуви и перчаток должны сочетаться (но не обязательно быть одинаковыми).
Темный цвет зрительно стройнит, светлый – полнит.
Каблуки стройнят, плоская подошва делает человека более приземистым.
Нужно соблюдать гигиену тела.
Нельзя приходить на работу два дня подряд в одной и той же одежде. Хотя бы детали должны меняться.
Нужно мыть руки перед едой и после похода в туалет.
Нужно дом содержать в чистоте.
Женщина должна быть аккуратной и чистоплотной.
У хорошей хозяйки в квартире чисто.
Нельзя мусорить.
В натуральных тканях тело «дышит».
Следовать моде во внешнем виде.

ЧЭ
Эмоции не должны мешать окружающим
Определенным событиям соответствуют определенные эмоции, например:
на свдьбе, на празднике - бодрость, веселье, на похоронах - печаль и слезы,
в официальных учреждениях - серьезный вид.
При встрече улыбаются.
Если тебе дарят подарок - нужно улыбаться.
Нельзя громко говорить и проявлять эмоции в общественных местах.
Нельзя смеяться за столом во время еды.
Гостям нужно улыбаться и нельзя показывать своё плохое настроение
Нельзя кричать на подчинённых.
Слезами горю не поможешь.
Нужно уметь контролировать свои эмоции.
Настоящий мужчина не плачет (малоэмоционален).
Женщины — эмоциональны и чувственны.
Нельзя быть надутым букой в обществе.

БЭ
Обращаться с людьми надо так, как хочешь, чтобы они обращались с тобой.
Гусь свинье не товарищ.
Нужно поддерживать хорошие отношения с родственниками.
Нужно уметь прощать.
Надо здороваться с соседями и знакомыми.
Необходимо говорить в соответствующих ситуациях "здравствуйте", "до свидания", "спокойной ночи", "приятного аппетита", "извините", "спасибо", "пожалуйста" и т.п.
Соблюдать правила этикета. Например, при рукопожатии руку первым подаёт старший (или хозяин), иначе неприлично. Не присаживаться, пока не предложат (особенно в кабинете начальника). Пропускать женщину вперёд, открывать ей дверь, подавать руку (например, при выходе из автобуса), помогать нести тяжёлые вещи.
К незнакомым людям лучше обращаться на "Вы".
Уступать место в общественном транспорте пожилым людям, инвалидам, женщинам с детьми.
Необходимо быть вежливым.
Не сплетничать.
Не обсуждать на людях отношения в семье ("не выносить сор из избы").
Уважать собеседника, внимательно слушать, не перебивать.
Соблюдать правила приличия, не употреблять нецензурную лексику.
Поздравлять друзей и знакомых с днём рождения, другими праздниками.
Уважительно относиться к чужому времени, не заставлять людей ждать.
Всегда отвечать на письма (требующие ответа).
Неприлично спрашивать возраст у женщины.
Я не червонец, чтобы всем нравиться.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Настоящий друг всегда придет на помощь.
«Друг познается в беде».
«Старый друг лучше новых двух».
Уважать родителей и старших.
Уважать религиозные и личные чувства людей.
Визит вежливости/ответное приглашение: если меня пригласили в гости, то я тоже должен пригласить. Если у меня были гости и меня пригласили в ответ — невежливо отказываться.
Между друзьями нет счетов.
Говорить гадости за спиной — плохо.
Лезть в личную жизнь или чувства — плохо.
Нельзя смеяться над физическими пороками.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:54

Давайте попробуем посмотреть на нормы сквозь каждый аспект информации. Например,

нормативная ЧЭ внешне заметна в шаблонных одинаковых улыбках. Рассмотрите внимательно фотографии, свои и других людей. Особенно хорошо наблюдать по детским фотографиям, дети более непосредственны и выражают свои естественные эмоции. Если пролистать альбом, то хорошо заметно, что мимика лица у одних людей практически все время одинаковая, у других – широкий эмоциональный диапазон. Нормативные улыбки выглядят везде стандартно и правильно. Нормативные ЧЭ-тики ощущают некие границы растяжимости мышц лица, дальше которых будет – излишне, будто выходишь за рамки чего-то усредненного. Нормативные ЧЭ-ки ощущают, в каких ситуация НУЖНО улыбаться, например, принято улыбаться при знакомстве, когда говоришь «до свидания», приобщении, чтобы показать свою расположенность к человеку, во время интервью и т.д.

Нормативная БЭ проявляется в известных всем правилах общения, правилах проявления вежливости: мужчина пропускает вперед женщину в дверях, уступает место в транспорте, поведение не должно мешать другим людям, необходимо здороваться, прощаться, необходимо быть вежливым и т.д. То, что мы называем: воспитанность – это нормативное поведение по БЭ. Нормативный БЭ-ик выглядит тактичным, вежливым, предупредительным, в общем, «правильным» в отношениях с людьми.

Нормативная ЧИ проявляется стремится вбирать в себя правильное понимание и толкование всего, с чем она сталкивается. Внешне это может проявляться в том, что человек запоминает некие устойчивые выражения, яркие точные фразы, когда говорят «не в бровь, а в глаз», и стремится их вставить в разговоре (блеснуть эрудицией). Но, будьте осторожны, это не ситуативное употребление острых и точных словечек, не игра интуицией, а именно повторение понравившихся шаблонов. Это нужно четко различать, для этого наблюдение должно быть более длительным. Нормативный ЧИ-т сам стремится к однозначной и точной передаче мысли и от других это ожидает. Игра смыслами (творческое проявление интуиции) – не для него. Он не желает запутываться в лабиринте смыслов. Иногда наблюдается такое проявление нормативности ЧИ как повторение фраз, мыслей за умным, авторитетным человеком. Нормативный ЧИ-т жестко фиксируется в определении смыслов и считает их правильными.

Нормативная БИ проявляется в пунктуальности и в стереотипном представлении о ходе событий, о судьбе, удаче. Для нормативный БИ часто характерен фатализм, доверие прогнозам, предсказаниям (гаданиям), выполнение неких ритуалов, чтобы что-то сбылось/не сбылось. Источники, которые могут более точно и однозначно сказать «что было , что будет» вызывают доверие, если являются авторитетными, если человек по нормативной БИ видит, что многие опираются на данный источник (например, использование нумерологии, астрологии и т.д.)

Итак, пойдем дальше, как внешне может проявляться шаблонность в ЧС? Нормативная ЧС использует усвоенные в данном обществе представления о границах, пространстве, материальной состоятельности. Руководствуется стандартными, достаточно негибкими правилами о необходимости и объекте защиты или нападения, к примеру: «необходимо защищать родину, близких, тех людей, кто не способен себя защитить». Владеет принятыми в обществе методами защиты и стандартными приемами нападения (минус), действует исходя из известных представлений о мере защиты (агрессии), например: «лежачего не бьют», «око за око, зуб за зуб», «необходимо защищаться соразмерно нападению» и т.д. Нормативная ЧС чувствует меру пространственной близости, различает принадлежность: чье, кому принадлежит, можно ли взять и т.д.

У нормативной БС есть внутреннее стремление следовать известным правилам сочетаемости цветов, одежды, выполнять правила гигиены и наведения чистоты, может наблюдаться следования определенным стереотипам в выборе одежды, принятом в своем круге людей. Есть стандартное понимание того, как зрительно воспринимаются определенные формы, линии (например, узкие/широкие полоски, клетка, создание зрительных эффектов сужения, расширения). Можно обобщить такое стремление фразой «как все», при этом «все» подразумевает и новую моду, и определенный стиль, и классический стандарт. Человек сам не экспериментирует, но наблюдает за тем, как это делают другие и перенимает. Витальная двухмерная функция чаще склонна следовать собственным шаблонам, привычным моделям и цветовым сочетаниям.

Люди с нормативной ЧЛ склонны к точному выполнению технологии, методов работы, определенных действий, они стремятся быть «правильными» профессионалами. Отсюда обычно вытекает добросовестная исполнительность. Работа есть работа, работа – долг.

Проявления нормативной БЛ – это стремление к последовательности (в мышлении, внешних проявлениях) – обычно у рациональных типов, к следованию правилам, фиксация в рамках определенной теории, это естественная логическая правильность, это стандартный подход к классификациям, обобщениям. Это сама стандартизация.

Пишу об этом и думаю, что подобные описания внешних проявлений нормативной функции могут быть использованы для определения ТИМа как поведенческие описания. Очень бы хотелось избежать такого упрощенного подхода. Главное в этих примерах – это стремление показать, как выражает себя внешне вторая размерность: стремление застолбить некие точные ориентиры в жизни. Именно это вы должны отмечать для себя как важное в определении ТИМа. А внешних выражений может быть большое количество, я называю только те, которые часто встречались нам при работе с типируемыми.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 10:58

Различение творчества и нормативности

... нужно как-то так сформулирвать, чтобы разделить для людей, которые еще не понимают, что есть творчество в соционике и в обыденной жизни.
Нормативная функция в поиске и понимании смыслов следует уже проторенными тропами понимания. Да, в каждом новом произведении, в каждой новой ситуации нужно понять ее смысл. Но это смыл понимается все равно в рамках шаблона: это нужно понимать вот так, а это вот так. Новые смыслы вписываются в определенный шаблон ясности. Хм, как это донести?

Конечно, нормативной функции, которая открывает для себя некий новый смысл, новое понимание, кажется, что она открывает Америку (для себя), но такое открытие смысла не есть творчество, а только открытие нового смысла и вписание его в старые шаблоны.

Хорошо, попробуем на ином примере. Например, ты умеешь шить, ты стандартно выполняешь операции сшивания двух деталей, знаешь, например, 2-3 приема. Это шаблоны по ЧЛ. Если ты сшиваешь этими приемами новую вещь, то ты не открываешь новый способ сшивать, это только новая вещь, а прием стандартный.

Кстати, иногда открываются новые шаблоны понимания. Например, совершенно новая тема для изучения может дать новые шаблоны. Так, начитаешься эзотерической литературы и нахватаешься оттуда, как блох, новых смыслов и пониманий старых вещей
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 19:28

Из типирования:
Konstantin писал(а):Действительно, на первый взгляд, может быть не понятно, почему у вас в ЧЛ нет нормативности, хотя нормы вы называете. Здесь дело в том, что называть нормы человек может по любой функции, даже по одномерной (он по опыту может знать об их существовании). Различие между нормативной и одномерной функцией немного в другом. Главное для типировщика — как человек относится к этим нормам, чем обосновывает необходимость их применения. Нормативная функция (особенно ментальная ф.3) не просто называет нормы, а постоянно их применяет, ссылается на авторитеты и на то, что так принято, так все делают. Есть стремление соответствовать этим нормам, не выходить за рамки общепринятого, быть «правильным». В одномерной нормы основаны на опыте — я пробовал так, у меня получилось. В реальной ситуации человек всё равно до конца не уверен.



ссылка
Ёлочка писал(а):
Yanaell писал(а):Ясно, что вот эти общепринятые знаки - это норма общественная, на нее не ориентируюсь.

ориентируетесь. Ведь Вы понимали в процессе разговора, что человек общепринято был в нормальном состоянии. Ну то есть, если произошло отклонение, то оно происходит относительно чего-то. И вы в целом знаете, относительно нормальное состояние людей, и знаете, когда оно уходит за эти рамки. Во всяком случае моя нормативная ЧЭ это понимает и различает. Просто мы для себя не обозначаем это таким словами (если у нас крыша соционически не поехатая ).
Вот у вас где-то внутри этот "стлобик" нормальности существует как то, от чего дальше идут отклонения. Он мог сформироваться только путем наблюдения за разными эмоциональными состояниями людей, за их реакциями, и также путем усвоения уроков от взрослых путем прямых наставлений. Все это в психике сравнивается и получается знание нормы.


ссылка
Ёлочка писал(а):Хочу добавить, что норма - это не только общепринятые знаки, выраженные внешне, но и ваш внутренний ориентир правильности. Мы не всегда осознаем все знаки, которые нам посылают, думаю, психика многое считывает и без нашего осознанного участия.
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 19:29

Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
<<

Ялинка

Аватара пользователя

*ШСС: ЛСЭ*
*ШСС: ЛСЭ*

Сообщения: 56563

Зарегистрирован: 23.03.2005

Откуда: Київ

ТИМ: ЛСЭ

Сообщение Ср апр 25, 2012 19:36

Обучающая лекция. Размерность функций. Параметр Nr
Істотна перешкода полягає не стільки в необхідності сприйняти нове знання, скільки в тому, що дослідники повинні деактивувати патерни свідомості, що містяться в їх мізках і які багато років приймаються, як самі собою (Мочидзуки).

То, что некоторые люди иногда друг друга отчасти понимают, - вообще чудо. (Espero)
След.

Вернуться в ЗБІРНИКИ ЗА ТЕМАМИ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by ST Software.
Русская поддержка phpBB
phpBB SEO