Login

School of System Socionics

“Practice is the proof of the truth”

Information elements. Subjective perception

Let us look closer at the information we receive. What kind of information is it? What is it about? We perceive, for instance, that a cucumber is green; that someone is angry; that it is already (or only?) 2 p.m.; that oil prices grow and, therefore, the petrol price grows as well; that 2+2=4; that we have become sad or we are hungry; that it’s hot today; that we must use a hammer in order to drive a nail; that there are systems and models… and so on. The problem of information complexity can be simplified by categorizing these separate information pieces.

In socionics, all the information is divided into eight information elements. They are called «work», «system», «will», «comfort», «emotions», «relationship», «possibilities», «events». It needs to be emphasized that these names are just technical terms. They are not quite fortunate, perhaps, but they have become common terms in the language of socionics. Let us consider their exact sense.

At first, the following question arises: how was all the information categorized (or subdivided) into these 8 information elements? Why was it done in this way? Can these eight categories cover all the possible kinds of information? Before we turn to this question, it is worthwhile to make a brief digression on the problem related to subjectivity of our perception. Scientists concluded that the human perception is subjective. What does this mean? The Great Encyclopaedic Dictionary gives the following definition of the term «subjective»:

Subjective

1)     belonging to or relating to the mind of the thinking subject or proceeding from its activity;

2)  a characteristic of knowledge meaning that the nature of the object being considered is not described comprehensively.

Hence, our perception is not thorough enough, we perceive only in the way our sense organs enable us to. Let us look at a fly, for example. How does a frog (or a snake) see it? It is known that some animals perceive ultrasound, which it beyond our hearing, or can see only moving objects. Some animals, unlike humans, can «see» heat radiated by bodies. Therefore, our perception is somehow limited. For instance, we know about solar radiation and, though physicists can talk about waves and particles, we perceive it as heat and light. Consequently, our reasoning will be devoted to subjective perception, and it is the information perceived subjectively that will be subdivided into the informational elements.

Let us consider the process of dividing all the information according to certain properties. We live in a material world, as we perceive it. In this world we can distinguish the substance that is solid and the field that we cannot touch. We can also see that the substance exists in the form of separate items; for example, stones, trees, sand, water, etc. What makes them separate? Since any object ends somewhere, it is boundaries of objects that do the job. Hence, we can subdivide the substance into objects and space between them. Moreover, any object has its own properties. 

What about field? The Collins Dictionary gives the following definition of this word:

Field is a the region of space surrounding a body, such as a charged particle or a magnet, within which it can exert a force on another similar body not in contact with it.

We perceive the action of these forces as some energy.

Thus, we have objects in a space where some forces act (and we feel energy, as a result). But objects, space, and energy change constantly. We perceive these changes as flow of time, or events. A seed grows into a sprout, then the trunk appears and branches follow. Little by little, a tree grows. For the man, these changes are appropriately fixed as flow of time, a sequence of events in time. 

the four information macroelements: «objects», «space», «energy», and «time»

We have already defined the four information macroelements: «objects», «space», «energy», and «time». They envelop all the information that a person can receive. In socionics, the information macroelements are denoted by the following symbols: . Please, note that the symbols are two-colored. But we should obtain eight information elements now. Let us subdivide each macroelement into two components as follows: 

1.      The essence component is fundamental, essential properties of an object that single out it among other objects.

2.    The relation component is relations between essential properties, comparison of essential properties with each other.

Let us illustrate these components by deriving information about such a usual object as a table. A table is often wooden, right-angled; it has legs supporting the table top. The basic feature of any table is its horizontal surface resting on something since we use tables to put something on (for instance, a meal), to write, to eat, to work or to do anything else. In this example we have considered essential properties of the table, i.e., fundamental features that basically define any table. 

People invented a large variety of tables: writing-tables, coffee tables, kitchen and other ones. There are tables with one, two, three, or four legs. Tables are parts of furniture sets: for example, a coffee table and to chairs; or a wardrobe, a sofa, armchairs, a dining-table, and chairs. Tables can be made of wood, glass, plastic, some metal, etc. When we consider the variety of tables and their types, we compare them with each other, create relations in mind. As seen from the example, relations of objects are needed for some classifying and systematizing purposes, for arranging and generalizing our knowledge. 

Thus, the information macroelement «objects» (is subdivided into two information elements: «work» (and «system» ((the symbols are now single-colored). We have given such names to these information elements because by using objects’ properties (their essence), we do some work (on objects or by means of them). Let us take wood, for example. This material is soft enough (though not so soft as fluff), but it is softer than a metal. Therefore, we can tool it by some harder sharp metal instrument such as a knife, a saw, or an axe. Since wood doesn’t sink, we can build a raft out of it. Since wood burns, we can use it as fuel. Working with objects, a man creates technologies, methods, procedures, manufacture process.

the information element «work» is also called «practical logic»«black logic»

In socionics, the information element «work» is also called «practical logic»«black logic» (according to the color of its symbol  ).

«Деловая логика: штирлиц»It should be noted that, whenever we hear the word «work», it is not necessarily the context of  the «work logic». When someone writes a program, serves clients, sings on the stage, or creates a book, he or she works as well, but this activity is nor a work on objects neither by means of them. Therefore, we should be attentive and remember that «work logic» relates only to objects and their properties.

Comparison of objects' properties and relations between them, constitues major part logical information called systematizing. Finding out general properties and differences; creating tables, schemes, and structures; math computations, arranging in certain order, or constructing of algorithms; finding out dependencies and regularities; constructing of hierarchies and classifications; making statistical calculations, etc can be generally attributed to  the notion of logical operations.

Let us do some arithmetics. How much is it if two chairs are added to another three chairs? Obviously that makes five chairs. Were we interested in features of that chairs (material, upholstery, etc.) when counting them? No, we were interested only in quantity, i.e., in a certin co-relation between the objects. We can further disembody them in our mind and count abstractly: 2+3=5. This is an illustartion of what the system logic means.

The informational element «system» is also called «structural logic»«white logic»

The informational element «system» is also called «structural logic»«white logic» (once again, according to the color of its symbol  ).

Let us now subdivide the remaining macroelements in the same way.

«force» ( or «volitional sensing»«black sensing») 

The informational macroelement  «space» (consists of the essence component «force» («volitional sensing»«black sensing» ) and the relation component «comfort» («experiential sensing»«white sensing»  ).  

«comfort» (or «experitntial sensing»«white sensing»)

We remember that macroelements are divided according to their essence component and the relation component. Subjectively, we perceive space as emptiness between objects that is formed by their boundaries. Space would not exist in our perception without boundaries. The measurable space and extent of «empty» space and the notion of objects appear as soon as boundaries appear. Any bound is a force barrier, since we need to apply some force to set boundaries or to change them, hense «will sensing» is related to force. Thus, the essential feature of space is the presence of bounded extent.

We can consider not only physical but also psychological space. You’ve possibly heard the expression «life space». We can broaden, defend, enrich, make larger or smaller, or protect all these spaces. When you buy something for yourself, your home, or family, as well as earn money, you thereby are strengthening your life space.

The vocabulary of this information element is following: defense, attack, space limitation, pressure, to strike, to kill, to repulse, will, influence, compulsion, discipline, firmness, power, authority, mobilization, aggression

«Сенсорика комфорта: дюма»Information on relations between boundaries constitutes the informational element «comfort». Indeed, let us remenver our sensations while wearing new shoes. For example, we could say: «They are too tight and uncomfortable». How have do you know if they are comfortable or not? You have sensed the co-relation between boundaries of your feet and the inner space of the shoes. This relation has brought to you the required information on comfort. The same thing happens when you sit on a chair or an armchair. You sense how boundaries of your body and the chair touch each other. And you get to know if this chair (or a dress, or a room) is comfortable or not.

Another example regarding this kind of information is the notion of harmony of lines. You see a vase posessing elegant lines and proportions and exclaim: «How beautiful!» Beauty is perceived as relation between boundaries, hence it is also attributed to «comfort sensing». But note, that if we understand beauty as emotional admiration, or if we call beautiful an expensive status object or a relationship, or even a math formula, then we should understand that  in this case it means another information element. Such ambiguous words are called multi-elemental. Their attribution to a certain information element depends on the context and on the implied meaning. The word «money», which we usually encounter in the context of «black sensing», is also multi-elemental.

«emotions» («emotive ethics»«black ethics»)

Let us consider further subdivision of the «energy» macroelement  (). As usual, it is subdivided into the essence component «emotions» («emotive ethics», «black ethics» ) and the relation component — «relationship» («relational  ethics»«white ethics» ). But what is in common between energy, emotions, relationship? In fact, if your emotional state changes, it follows the change in your energy state. If you are happy, then your energy state is high, and it feels like you have a lot of power and are ready to sing, jump, or uproot the trees. But if your mood becomes worse, it feels like colors fade, power leaves you and makes place for apathy, and you want to do nothing all due to the change of your energy state. Therefore, the essence of the informational macroelement «energy» is our inner emotional state, or «emotions»: passion, joy, melancholy, panic, excitement, enthusiasm, drama, moods, depression, inspiration, scare, anxiety, sorrow, grief, laugh, cry, love (as an energy state), etc.  «Аспект ЧЭ, этика эмоций: гюго»

«Relationships» are relations between energy states. If you meet a person who tells you something rude, your emotional state changes, you  conceive a special relationship for this person. We can say that the comparison of two energy states has served to create a certain relation. Relationship is directed to something or someone; to have a relationship you need another object, i.e., the object of the relationship. 

«relationship» («relational ethics»«white ethics»)

The «relationships» element can be described by the following terms: good, kind, evil, delicate, polite, tolerant, quarrelsome, sympathy, antipathy, cruel, bad, hatred, conflict, offence, love (as a relationship), etc.

«possibilities» («potentiality intuition», «black intuition») 

The informational macroelement «time»  (is subdivided into the essence component «possibilities» («potentiality intuition», «black intuition»  ) and the relational component  «events» («temporal intuition», «white intuition»  ). 

«Интуиция возможностей: габен»Let us imagine that we are standing somewhere in an open place. We have a lot of possibilities to turn around ourselves  at any angle up to 360° and make a step. But all these possibilities are potential and not yet realised. From the variety, we can choose only one possibility and make that step.  And this undertaken step will crate a realised possibility, i.e., an event. This illustration is very simple, however at any moment in our lives we indeed have an immence choice of options. The exact development of further events depends on the choices we make. Thus, a possibility is a potential event, and it constitutes the essence of «time» macroelement. Possibility intuition is related to such notions as insight, positive (negative) potential, abilities, essence, ideas, originality, uncommon, interest, fabulous, good and bad variants, possibilities, positive and negative traits, «the other side of the coin», lack of prospects, meaninglessness, mediocrity

Instead, it is an accomplished event that will be registereg on the timeline. It determines the developments of history. We subjectively perceive sequential events as flow of time. «Время и интуиция времени»Not only something grand and historical is considered to be an event, but any realised possibility or change: a pen which fell from a table is also an event. Flow of time can be described only in terms of events or happenigs. Try to write an essay about how you have spent your day, and you will see that you are writing about what has happened during the day. The man perceives time through events, i.e., realised possibilities. Therefore, co-relations between possibilities as they are realised is translated into events, or changes in time. Time intuition is assosiated with such notions as: perspective, events, changes, forsight, prediction, being late, delay, waste of time, cavalcade of history, fortune, etc. 

«events», «temporal intuition», «white intuition» 

An important remark should be done here. Terms used in socionics are often confused with the common language notions and meanings. The word «intuition» is often understood as getting some information by insight. Of course, we can grasp some possibilities or predict some events in this way, but describing a way or mode of getting information does not always correcpond with the "possibility intuition" in socionics. Perhaps, intuits generally have a more developed channel for getting insight knowledge, but this topic has not yet been investigated. Therefore, it is incorrect to immediately label all people who have had insights or who have seen prophetic dreams and «signs» as intuits. All people have insight to some extent, however 'intuitive' TIMs must be identified by means of other tools, that will be discussed later.

As noted above, many words in a real language are multi-elemental, and ascribing a word to a certain information element   is possible only based on the context. How should we procced in order to find the underlying information element correctly? For instance, the term «comfort» may relate to different informational elements according to the context. Let us consider the following sentence: 

If our affections be tried, our affections are our consolation and comfort.

Here the word «comfort» is used to describe an emotional state; thus, it corresponds to «the emotion ethics»  . Let us compare it with the following one:

The sofa was already moved into a warm corner for her greater comfort.

Here the same word describes a certain sensation and, thus, should be related to «the comfort sensing»  .

Another example of a multi-elemental word is «money». Let us compare two sentences:

Money is a means of enrichment.

Money is stamped paper notes of certain value. 

In order to make analysis of information elements, make a step back. The first sentence alludes to the notion of extending one's life space; thus, it must be «will sensing» . While the second sentence is talking about a material object and its qualities, thus it is about «work logic» .

We have considered all the information elements which humans perceive while interacting with the world. Below you can find the reference of widely used socionical terms and desicnations of the information elements.

Information elements

 
P «work», «practical logic», «black logic» [ЧЛ]
L «system»«structural logic»«white logic» [БЛ]
F «will», «volitional sensing»«black sensing» [ЧС]
S «comfort»«experiential sensing»«white sensing» [БС]
Е  «emotions»«emotive ethics»«black ethics» [ЧЭ]
R «relationship»«relational ethics»«white ethics» [БЭ]
I  «possibilities», «potentiality intuition», «black intuition»  [ЧИ]
Т  «events», «temporal intuition», «white intuition»  [БИ]

Later on we will focus on how the man gets all that information, processes it, and gives back the output. It will be done by building a model of interaction between the man and the world. 

Eglit IM ©

Школа системной соционики

«Практика — критерий истины»

Информационные аспекты. Субъективность восприятия

Вернемся к той информации, которую мы получаем. Что это за информация, о чем она? О том, что огурец зеленый, человек злой, что уже (или еще?) 2 часа дня, что повышаются цены на нефть, а, следовательно, повышается цена на бензин, о том, что 2+2=4, о том, что грустно стало, что вы голодны, что жарко сегодня, что гвоздь можно забить молотком, и о том, что есть системы и модели… и так можно продолжать до бесконечности. Но можно и упростить задачу, обобщив эти отдельные кусочки информации.

В соционике вся информация объединена в 8 информационных аспектов. Называются эти аспекты информации так: «работа», «система», «воля», «комфорт», «эмоции», «отношения», «возможности», «события». Сразу хочу сказать, что это только названия. Возможно, они не очень удачные, но так уж сложилось в соционике, что они стали терминами и их употребляют, зная, какой смысл в них вложен. С этим смыслом мы и разберемся.

Во-первых, возникает вопрос, а как была объединена (или разделена) вся информация в эти 8 аспектов? И почему именно так? Неужели эти 8 слов охватывают всю возможную информацию?

Сначала я хочу сделать одно отступление о субъективности нашего восприятия. Ученые признали, что человеческое восприятие субъективно. Что значит «субъективное» восприятие? Большой Энциклопедический словарь дает такое толкование слова «субъективное»:

Субъективное — то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Значит, мы воспринимаем все не вполне точно, не всесторонне, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию и так, как позволяют воспринимать наши органы чувств.

Например, мы видим муху. А как ее видит лягушка? А змея? Ученые узнали, что некоторые животные слышат ультразвук, который мы не слышим, что некоторые животные видят только движущиеся объекты, и не видят то, что не движется. Некоторые животные «видят» тепло, исходящее от живых существ. Но мы-то этого не видим. Значит, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию. И это восприятие ограничено какими-то рамками. Еще пример. Мы знаем, что существует солнечное излучение. Физики могут рассказать о волнах, частицах и т. д. Но мы-то с вами воспринимаем тепло и свет, а не волны и частицы.

Поэтому мы будем говорить о субъективном восприятии всего, что нас окружает. Именно субъективно воспринимаемую информацию мы будем делить на аспекты.

Давайте посмотрим, как же произошло деление информации на 8 аспектов. Для этого нужно мысленно представить себе все, что есть в мире, который доступен восприятию человека, и разделить это «все», опираясь на определенные признаки.

Мы знаем, что живем в материальном мире. Во всяком случае, мы его так воспринимаем. И в этом материальном мире мы можем выделить вещество — то, что плотное, и поле — мы его не можем потрогать руками.

Теперь присмотримся к веществу внимательнее и заметим, что оно существует некими отдельными частями. Например, есть камни, песок, вода, деревья и т.д. Что их делает отдельными? Границы. Каждый отдельный объект где-то заканчивается. Значит, мы можем разделить вещество на объекты и пространство между ними. Кроме того, каждый объект имеет свои свойства.

А что же с полем? Толковый словарь Ожегова одно из значений этого слова определяет так:

Поле — пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Магнитное п. Силовое п. П. тяготения.

Мы ощущаем силы поля как некую энергию.

Итак, мы имеем объекты, которые находятся в пространстве, где действуют некие силы, некая энергия. Но все это не находится в неизменном виде. И объекты, и пространство, и энергии постоянно изменяются. А мы воспринимаем эти изменения как время (события). Сначала зернышко, потом росточек, потом ствол появился, появились ветки. Постепенно вырастает дерево. Для человека эти изменения удобно фиксировать как время, последовательность во времени.

4 макроаспекта: объекты, пространство, энергия, время.

Вот мы уже и определили 4 макроаспекта: объекты, пространство, энергия, время. Они охватывают всю информацию, которую может воспринять человек. В соционике макроаспекты обозначают такими значками: Символ макроаспекта «Объекты», Символ макроаспекта «Пространство», Символ макроаспекта «Энергия», Символ макроаспекта «Время». Обратите внимание, значки макроаспектов двухцветные.

Но аспектов у нас 8, а не 4. Как же произошло деление дальше? А дальше каждый макроаспект расщепился надвое. Мы рассматриваем каждый макроаспект как состоящий из двух составляющих:

  1. Сущностная составляющая, т. е. его наиболее фундаментальные, определяющие свойства, то, что отличает данный объект от других.
  2. Отношенческая составляющая — соотношение, сопоставление сущностных составляющих между собой.

Проиллюстрируем эти составляющие на примере того, какую информацию мы можем иметь о таком бытовом предмете как стол.

Стол — деревянный, прямоугольный, у него есть ножки, на ножках расположена столешница. Главное, конечно, в столе — это горизонтальная поверхность, которая на что-то опирается, потому что стол используют для того, чтобы на него что-то положить, например, еду, чтобы за ним можно было выполнять какие-то действия сидя или стоя: писать, кушать, работать. Мы рассмотрели сущностные свойства стола, т. е. наиболее фундаментальные, определяющие свойства любого стола.

Люди придумали большое разнообразие столов: письменные, журнальные, кухонные. Есть столы с одной, двумя, тремя, четырьмя ножками. Столы являются частью мебельных гарнитуров, например, журнальный столик и два кресла; книжный шкаф, диван, кресла, обеденный стол и стулья. По материалу изготовления столы делятся на деревянные, стеклянные, пластиковые, металлические и т. д. Когда мы рассматриваем разнообразие и виды столов мы не можем это делать, не прибегая к сопоставлению, взаимному сравнению. Как видно из примера, соотношение объектов, в данном случае столов, нужны для некой классификации, упорядоченности знаний, систематизации, обобщений.

Таким образом, мы разделим макроаспект «объекты» (Символ макроаспекта «Объекты») на 2 аспекта: «работа» (Символ аспекта «Работа») и «система» (Символ аспекта «Система») (значки аспектов — одноцветные). Почему эти аспекты так называются? Потому что, используя свойства объектов (их сущность), мы что-то с ними делаем, производим какую-то работу (над ними или с помощью их). Возьмем, к примеру, дерево. Это достаточно мягкий материал (нет, ну не такой мягкий, как пух), но он мягче металла. Значит, дерево можно обрабатывать более твердым металлическим заостренным предметом: ножом, пилой, топором. Поскольку дерево не тонет, то можно сделать из него плот. Дерево горит, значит можно его использовать как топливо. Работая с объектами, человек создает технологии, методы, процедуры, процесс производства.

Аспект «работа» называют также «деловая логика», «черная логика».

В соционике аспект «работа» называют также «деловая логика», «черная логика» (по цвету значка, которым его обозначают — Символ аспекта «Работа»).

«Деловая логика: штирлиц»Тут нужно заметить, что не всегда, когда вы встречаете слово «работа», речь идет о «деловой логике». Когда человек пишет программу, обслуживает клиентов, поет на сцене, сочиняет книгу, он тоже работает. Но это не работа с помощью объектов и над объектами. Поэтому нужно быть внимательным и помнить, что «черная» или «деловая логика» имеет дело только с объектами и их свойствами.

А сопоставление свойств объектов, соотношение этих свойств — это логическая информация о систематизации. Выделение общих свойств и различий, составление таблиц, схем, структур, математические вычисления, выстраивание в определенном порядке, нахождение алгоритма, определение последовательности, нахождение закономерностей, построение иерархии, классификация, статистика — все это логические операции.

Посчитаем? Сколько будет, если к двум стульям прибавить три стула? Понятно, что пять стульев. Скажите, нас интересовали свойства этих стульев (из чего они сделаны, какой способ крепления и т.д.), когда мы их считали? Нет, нас интересовало только их количество, т.е. соотношение объектов. Мы можем вообще мысленно отделить объекты и считать абстрактно: 2+3=5. Вот это и есть пример системной логики.

Аспект «система» называют также «структурная логика», «белая логика».

Аспект «система» называют также «структурная логика», «белая логика» (опять же по цвету значка — Символ аспекта «Система»).

Теперь также разделим и остальные макроаспекты.

Аспект «воля» — «волевая сенсорика», «черная сенсорика».

Макроаспект «пространство» (Символ макроаспекта «Пространство») делится на сущностный аспект «воля» («волевая сенсорика», «черная сенсорика» [ЧС]) и отношенческий аспект «комфорт» («сенсорика ощущений», «белая сенсорика» — [БС]).

Аспект «комфорт»  — «сенсорика ощущений», «белая сенсорика».

Мы помним, что деление происходит по признакам: сущность и соотношение. Сущность пространства — это наличие границ. Не было бы границ, не было бы и пространства. Как только появляются границы, то появляется и пространство, которое можно измерить. А границы всегда ограничивают что-то. Ограничение — это силовое воздействие. Чтобы ограничить что-то, нужно приложить силу. Сила нужна, чтобы изменять границы.

Поговорим о сущности пространства. Что такое пространство? Это место между объектами. Оно пустое. Но у нас есть возможность расширить его, сузить, занять какими-то объектами. Чтобы сделать все вышеперечисленное, необходимо применить силу. Любое изменение границ пространства требует приложения сил. Любое ограничение связано с силой.

Поэтому аспект «воля» связан с силой. Пространство может быть не только физическим, но и психологическим. Вы наверняка слышали выражение «жизненное пространство». Эти «пространства» можно расширять, защищать, обогащать, увеличивать или уменьшать, охранять, беречь и т.д. Когда вы приобретаете что-то для себя, своего дома, семьи, вы укрепляете тем самым жизненное пространство. Когда вы зарабатываете деньги, обогащаетесь, то тоже укрепляете свое жизненное пространство.

Лексика этого аспекта такая: защита, нападение, ограничение пространства, поразить, убить, давление, дать отпор, волевое воздействие, принуждение, дисциплина, стойкость, власть, обладание, мобилизация, оборона, агрессия и т. д.

«Сенсорика комфорта: дюма»Информация о соотношении границ входит в аспект «комфорт». Представьте, что вы надеваете новые туфли. Вы говорите: «Мне неудобно в них. Туфли жмут». Как вы оценили удобно вам или нет? Вы почувствовали соотношение границ поверхности ноги и внутренней поверхности обуви. Соотношение этих двух границ и дало вам информацию о том, насколько обувь удобная или комфортная. То же самое происходит, когда вы садитесь в кресло или на стул. Вы ощущаете, как соприкасаются границы вашего тела и границы мебели. Вам комфортно или некомфортно сидеть. Вам комфортно или некомфортно (удобно или неудобно) в одежде, в помещении.

Представление о гармонии линий — это тоже информация о соотношении границ. Перед вами ваза с изящными линиями и пропорциями. Вы восклицаете: «Какая красота!» Вот еще одно слово, которое может относиться к аспекту «сенсорика ощущений». Если оценка красоты идет как оценка соотношения границ, то такую «красоту» мы отнесем к «белой сенсорике». Но вот если под красотой мы будем понимать эмоциональное восхищение, или дорогую статусную вещь назовем красивой, или назовем красивыми отношения, или даже математическую формулу, то такую «красоту» мы будем рассматривать в других аспектах. Такие слова называют многоаспектыми. Их отнесение к определенному аспекту зависит от того контекста, в котором употреблено слово и от того значения, которое имелось в виду. Слово «деньги», которое нам встретилось в аспекте «черная сенсорика» тоже многоаспектное.

Аспект «эмоции» — «этика эмоций», «черная этика».

Рассмотрим, как делится на аспекты макроаспект «энергия» (Символ макроаспекта «Энергия»). Делится он на сущностный аспект «эмоции» («этика эмоций», «черная этика» — Символ аспекта «Эмоции») и отношенческий — «отношения» («этика отношений», «белая этика» — Символ аспекта «Отношения»). «Аспект ЧЭ, этика эмоций: гюго»Энергия и эмоции, энергия и отношения… Как они взаимосвязаны? Изменение вашего эмоционального состояния, в сущности, это изменение энергетического состояния. Прислушайтесь к себе. Вот вам радостно, весело — ваше энергетическое состояние повышенно, кажется, что много сил, вы готовы петь, прыгать, вы готовы горы свернуть. Но как только настроение портится, то кажется, что краски дня гаснут, уходят силы, приходит апатия, ничего не хочется делать — ваше энергетическое состояние понижается. Поэтому сущностью макроаспекта «энергия» является внутреннее энергетическое эмоциональное состояние, или «эмоции»: страсть, радость, грусть, паника, азарт, энтузиазм, драматизм, настроение, депрессия, вдохновение, страх, тревога, печаль, горе, смех, плач, любовь (как эмоциональное состояние) и т. д.

«Отношения» же — это есть соотношение энергетических состояний. Вот вы встречаете человека, видите его хмурое лицо, слышите его грубые слова, в ответ на это ваше эмоциональное состояние изменяется, у вас складывается определенное отношение к этому человеку. Можно сказать, что встреча двух энергетических состояний породила определенное отношение между ними. Отношения направлены на кого-то или на что-то. Для отношений нужен второй объект, объект этих отношений.

Аспект «отношения» — «этика отношений», «белая этика».

Отношения можно описать такими словами: хороший, добрый, злой, деликатный, вежливый, терпимый, склочный, симпатичный, антипатичный, жестокий, плохой, любовь (как отношения), ненависть, конфликт, обида и т. д.

Аспект «возможности» — «интуиция возможностей», «черная интуиция» .

Макроаспект «время» (Символ макроаспекта «Время») делится на сущностный аспект «возможности»интуиция возможностей», «черная интуиция» — Символ аспекта «Возможности») и отношенческий «события»интуиция времени», «белая интуиция» — Символ аспекта «События»).

«Интуиция возможностей: габен»Представьте себе, что вы находитесь в какой-то точке пространства. У вас есть множество возможностей повернуться в любую сторону на все 360° и сделать шаг. Но все эти возможности потенциальные, пока еще не проявленные в жизнь. Из всех вы выберете только одну, и сделаете этот один шаг. И это уже будет совершенный шаг, проявленная возможность, событие. Я привела простой пример, но в жизни у каждого из нас в каждый момент времени существует бесконечное количество вариантов выбора. И от того, какую из этих потенциальных возможностей мы выберем, зависит дальнейшее развитие событий. Таким образом, возможность — это потенциальное событие, это сущность макроаспекта «время». С интуицией возможностей связаны такие понятия как проницательность, видение положительного (отрицательного) потенциала, способности, суть, идеи, оригинальность, необычность, интерес, фантастичность, плохие и хорошие варианты, возможности, отрицательные и положительные черты, видение «обратной стороны медали», бесперспективность, бессмысленность, заурядность.

Аспект «события» — «интуиция времени», «белая интуиция».

А вот свершенное событие и есть то, что будет отмечено на ленте времени. Это уже ход истории. Складывающиеся в последовательности события воспринимаются человеком как движение времени. В данном случае, как вы уже поняли, я под событием понимаю не только нечто грандиозное, но любую проявленную возможность, «Время и интуиция времени»любое изменение: упала ручка со стола — это уже свершенное событие. Течение времени можно описать только в виде неких происходящих событий. Попробуйте записать, как прошло время одного дня, и вы увидите, что вы записываете то, что происходило в течение этого дня. Человек воспринимает время через события. А событие — это только одна из возможностей, которая проявилась. Поэтому соотношение возможностей — есть события, изменения (или время).

К интуиции времени относятся понятия: перспектива, события, изменения, перемены, предвидение, предсказание, опоздание, трата времени, ход истории, удача и др.

Хочу сделать одно важное замечание. Часто термины, употребляемые в соционике, путают с обыденным, бытовым значением слова. Так слово «интуиция» понимают как постижение чего-то в виде озарения. Конечно, таким путем можно постигнуть некую возможность, предвидеть будущие события. Но это только путь получения информации. И он не отражает соционического понимания интуиции возможностей. Возможно, у интуитов более развит канал постижения путем озарения. Но этот вопрос не исследован. Поэтому будет ошибкой всех людей, кого когда-то посетило озарение, или снятся вещие сны, или они видят «знаки», сразу относить к интуитам. Таким путем получения информации пользуются все люди: кто в большей, кто в меньшей мере. И отличать интуитов (точнее многомерных интуитов) мы будем иначе. Об этом поговорим позже.

Выше я упомянула о том, что много слов в языке многоаспектные. И конкретное отнесение какого-то понятия к определенному аспекту возможно только в контексте. Как же не запутаться в правильном определении аспекта информации? Например, есть сочетание «душевный комфорт». Было бы ошибкой отделить слово комфорт и отнести его к аспекту «сенсорика ощущений». Ведь душевный комфорт предполагает теплую атмосферу с приятным человеком. Это ближе к эмоциям, к тому состоянию, которое испытывает человек во время общения с другом, любимым. А если это состояние, то аспект, к которому относится «душевный комфорт» — это «этика эмоций» Символ аспекта «Эмоции». Чтобы не совершать ошибок в определении аспекта информации, можно себя проверить, сделав шаг назад. То есть нужно вернуться к макроаспекту. «Душевный комфорт» — это пространство или энергия? Конечно энергия, значит правильным определением аспекта будет этика эмоций.

Еще пример многоаспектного слова — деньги. Вот два предложения:

Деньги — это средство обогащения.

Деньги — это бумага определенного качества, с нанесенными на нее знаками.

Чтобы правильно определить аспект информации, делаем шаг назад. В первом случае речь идет о расширении границ жизненного пространства. Это «волевая сенсорика» Символ аспекта «Воля». Во втором случае речь идет об объекте и его свойствах. Это «деловая логика» Символ аспекта «Работа».

Вот мы и рассмотрели все аспекты информации, которые человек воспринимает при взаимодействии с миром. Познакомимся с соционическими сокращениями аспектов информации, чтобы в дальнейшем пользоваться ими.

Аспекты информации в соционике
ЧЛ «работа», «деловая логика», «черная логика» [ЧЛ]
БЛ «система», «структурная логика», «белая логика» [БЛ]
ЧС «воля», «волевая сенсорика», «черная сенсорика» [ЧС]
БС «комфорт», «сенсорика ощущений», «белая сенсорика» [БС]
ЧЭ «эмоции», «этика эмоций», «черная этика» [ЧЭ]
БЭ «отношения», «этика отношений», «белая этика» [БЭ]
ЧИ «возможности», «интуиция возможностей», «черная интуиция» [ЧИ]
БИ «события», «интуиция времени», «белая интуиция» [БИ]

Теперь нам нужно посмотреть каким образом человек получает всю эту информацию, как ее обрабатывает, как выдает продукт обработки информации. В этом нам поможет модель взаимодействия психики с миром.


Дополнительно читайте

  1. Эглит И. М. Определение соционического типа (подробнее и с многочисленными примерами)
  2. ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСПЕКТОВ ИНФОРМАЦИИ
  3. Определение аспекта информации
  4. Читайте дополнительно на форуме
  5. Обсуждение статьи на форуме